Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Ингушетия многовековая»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Мужской пояс, Газыри, Кинжал возрождение

0
Открыть в приложении
#1
Бекхан Дахкильгов
Мужской пояс, Газыри, Кинжал возрождение
#3
Бекхан Дахкильгов
Мужской пояс
#4
Мужской наборный пояс — один из важнейших элементов традиционного мужского костюма народов Кавказа.

В прошлом к такому поясу обязательно подвешивали кинжал, нож или другое оружие, а также пороховницу, огниво, инструменты, трут. Трут — это любой материал вроде щепок, вощеной бумаги или высушенного гриба трутовика, который воспламеняется от одной искры. Со временем, когда отпала настоящая необходимость в таких предметах, наборный пояс превратился в элемент украшения мужской одежды.

Уже в старину мужские пояса стали декорировать фигурными металлическими накладками. Часть их крепилась на сам ремень, часть свисала на подвесных ремешках. Число деталей поясного убора во многом зависело от числа подвесных ремешков — их было от 2 до 10. Они попарно распределялись по бокам, хотя нередко встречались пояса с одной правосторонней группой ремешков или вообще без них. Умению собирать такой пояс надо было специально учиться.

Большой труд о культуре наборных поясов вышел в журнале «Советская этнография» в 1988 году, в статье были описаны типы поясов и металлических накладок-бляшек на них. Автор условно выделил различия декора в зависимости от регионов.

Он писал, что в дагестанских поясах в основном распространились вытянутые и выпуклые шишечки-пуговки с орнаментальными контурами, разнообразные лунницы (полумесяцы), пальметки (элементы растительного орнамента в виде листа пальмового дерева, похожие на раскрытую ладонь), стилизованные пары птичьих голов. На кумыкских поясах чаще появлялись овальные и плоские бляшки-пуговки и крестообразные накладки. В Грузии — овальные полусферы и каплеобразные выпуклые бляшки. Впрочем, из-за постоянных культурных связей между разными народами Северного Кавказа многие детали декора распространялись повсеместно, различия стирались.

Отдельно автор статьи выделил декор для подвесных ремешков. Встречались бляшки, похожие на лиры — изящные музыкальные инструменты, прямоугольные коробочки, часто с навершиями в виде пары конских фигур, а также головы змей или птиц. Из литературы известны поясные накладки в виде уточек.

Для украшения накладок использовали разные ювелирные техники: рельефную гравировку, чернение, насечки золотом, литье по гравированной модели. В результате каждый пояс превращался в самобытное произведение прикладного искусства.

Пояс из коллекции музея выполнил Бекхан Дахкильгов — единственный мастер республики, кто занимается возрождением утраченных традиций ингушского ювелирного мастерства.
#5
Полное наименование: Кавказский мужской пояс
Автор: Дахкильгов Бекхан Алаудинович
Дата создания: 2010 год
Техника: металл, кожа
Размеры: 2×160 см
Коллекция: Государственный музей изобразительных искусств РИ
Правообладатель изображений: Государственный музей изобразительных искусств РИ
#6
Бекхан Дахкильгов
Газыри
#7
Образ воина в черкеске — традиционной мужской одежде на Северном Кавказе — неразрывно связан с газырями в нагрудных кармашках. Газыри — это гильзы из полых деревянных, костяных или камышовых трубочек, изначально они нужны были для хранения пороха и пуль.

Важно, что в каждый газырь насыпали ровно отмеренное количество пороха, ведь ошибка могла стоить жизни: если в стволе было слишком много взрывчатого вещества, оружие могло разорваться, а если слишком мало — могло не выстрелить.

На верхушке у старинного газыря находился декоративный колпачок, а на донышке оставалось отверстие, в которое свободно проходил стержень для забивания заряда — шомпол. Им в газырь проталкивали пыж — прокладку из войлока. Затем в гильзу засыпали порох и затыкали его пулей, завернутой в кусочек ткани. Полный газырь держали тканью с пулей кверху.

Во время боя пулю из газыря вытаскивали зубами и открывшийся порох высыпали в оружейный ствол. Затем в оружие шомполом забивали пыж и сверху помещали пулю вместе с тканью: так она плотнее лежала в стволе. Использованный газырь переворачивали декоративным колпачком вверх — это позволяло быстро понять, какая гильза пуста.

Газыри появились на Северном Кавказе в XVI–XVII веках вместе с огнестрельным оружием. Они не были изобретением местных воинов, похожие патронташи использовали мушкетеры во Франции и стрельцы на Руси. В русской воинской традиции перевязь с гильзами называлась «берендейкой».

Сначала кавказские воины носили газыри в кожаных сумках-патронташах, их надевали на плечо или крепили к поясу. Но такое расположение было неудобным, поэтому вскоре чехлы для газырей стали нашивать на традиционную мужскую одежду — черкеску. Их размещали симметрично на обеих сторонах груди — там они не мешали движениям рук при конной езде и бое холодным оружием. Заодно эти плотные гильзы дополнительно защищали воина: их крепили под особым углом, чтобы при необходимости они отводили от тела удары.

Постепенно огнестрельное оружие совершенствовалось, и газыри утратили свое назначение. Но за долгое время патронташ на черкеске стал символом мужества, готовности мужчины защитить свой дом. Поэтому газыри сегодня — неотъемлемая часть традиционных мужских костюмов на Северном Кавказе.

Газыри из коллекции музея изготовил ювелир Бекхан Дахкильгов. У него самый высокий (пятый) разряд художника-мастера по художественной обработке металла. Он единственный из ингушских мастеров, кто владеет филигранным ремеслом.
#8
Полное наименование: Газыри
Автор: Дахкильгов Бекхан Алаудинович
Дата создания: 2010 год
Техника: ювелирная работа
Размеры: 10×2 см
Коллекция: Государственный музей изобразительных искусств РИ
Правообладатель изображений: Государственный музей изобразительных искусств РИ
#9
Бекхан Дахкильгов
Кинжал Возрождение
#10
Кавказскому народу веками приходилось выживать в сложных условиях постоянной войны: нападать могли враждующие между собой роды или внешние враги. Кроме того, в жизни горцев не было полиции или государственной судебной системы: защищать свою семью и собственную честь мужчинам приходилось самим.

Столь суровые условия определили и особое отношение к оружию: в любой момент нужно было быть готовыми к обороне. Поэтому с древних времен важнейшим атрибутом для каждого кавказца стал личный кинжал. Юноши носили при себе оружие уже с возраста 14–15 лет.

Качественные лезвия нужны были и в мирное время: их использовали вместо ножа или топора, для метания в цель и даже в танцах. Кинжалами обменивались в знак установления мира, их дарили самым почетным и уважаемым гостям. Клинок был не только средством обороны, но и частью национального костюма, он символизировал честь, свободу, достоинство кавказского мужчины.

Этот сакральный предмет старались держать в идеальном состоянии. Кинжалы и ножны принято было украшать самым лучшим образом — их вид отражал характер и социальный статус владельца.

Поэтому умение обрабатывать металл особенно ценилось в культуре ингушей. Развитие этого ремесла привело в конце XIX — начале ХХ века к созданию множества высокопрофессиональных мастерских, где мастера применяли всевозможные технологии ювелирного искусства: резьбу, филигрань, чеканку и другие способы обработки. Для украшения оружия в основном прибегали к гравировке и чернению.
Яркие примеры традиций в ингушской металлообработке — богатые коллекции изделий из серебра и золота Государственного музея изобразительных искусств Республики Ингушетия и Ингушского музея краеведения имени Т. Мальсагова. В их собраниях представлены образцы холодного оружия, женских украшений, мужских поясов и других ценных предметов.

Известный ингушский ювелир Бекхан Дахкильгов продолжает старинные традиции своей Родины. Мастер виртуозно владеет различными видами ювелирной техники, его искусство основано на многовековых традициях ингушской культуры.
#11
Полное наименование: Кинжал Возрождение
Автор: Дахкильгов Бекхан Алаудинович
Коллекция: Государственный музей изобразительных искусств РИ
Правообладатель изображений: Государственный музей изобразительных искусств РИ
Техника: серебро, желтый металл, хромированная сталь, бриллианты, цирконий
Размеры: 45×4 см
Дата создания: 2011 год
#12
читать дальшескрыть

Мужской пояс, Газыри, Кинжал возрождение

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%