Образ воина в черкеске — традиционной мужской одежде на Северном Кавказе — неразрывно связан с газырями в нагрудных кармашках. Газыри — это гильзы из полых деревянных, костяных или камышовых трубочек, изначально они нужны были для хранения пороха и пуль.
Важно, что в каждый газырь насыпали ровно отмеренное количество пороха, ведь ошибка могла стоить жизни: если в стволе было слишком много взрывчатого вещества, оружие могло разорваться, а если слишком мало — могло не выстрелить.
На верхушке у старинного газыря находился декоративный колпачок, а на донышке оставалось отверстие, в которое свободно проходил стержень для забивания заряда — шомпол. Им в газырь проталкивали пыж — прокладку из войлока. Затем в гильзу засыпали порох и затыкали его пулей, завернутой в кусочек ткани. Полный газырь держали тканью с пулей кверху.
Во время боя пулю из газыря вытаскивали зубами и открывшийся порох высыпали в оружейный ствол. Затем в оружие шомполом забивали пыж и сверху помещали пулю вместе с тканью: так она плотнее лежала в стволе. Использованный газырь переворачивали декоративным колпачком вверх — это позволяло быстро понять, какая гильза пуста.
Газыри появились на Северном Кавказе в XVI–XVII веках вместе с огнестрельным оружием. Они не были изобретением местных воинов, похожие патронташи использовали мушкетеры во Франции и стрельцы на Руси. В русской воинской традиции перевязь с гильзами называлась «берендейкой».
Сначала кавказские воины носили газыри в кожаных сумках-патронташах, их надевали на плечо или крепили к поясу. Но такое расположение было неудобным, поэтому вскоре чехлы для газырей стали нашивать на традиционную мужскую одежду — черкеску. Их размещали симметрично на обеих сторонах груди — там они не мешали движениям рук при конной езде и бое холодным оружием. Заодно эти плотные гильзы дополнительно защищали воина: их крепили под особым углом, чтобы при необходимости они отводили от тела удары.
Постепенно огнестрельное оружие совершенствовалось, и газыри утратили свое назначение. Но за долгое время патронташ на черкеске стал символом мужества, готовности мужчины защитить свой дом. Поэтому газыри сегодня — неотъемлемая часть традиционных мужских костюмов на Северном Кавказе.
Газыри из коллекции музея изготовил ювелир Бекхан Дахкильгов. У него самый высокий (пятый) разряд художника-мастера по художественной обработке металла. Он единственный из ингушских мастеров, кто владеет филигранным ремеслом.
Важно, что в каждый газырь насыпали ровно отмеренное количество пороха, ведь ошибка могла стоить жизни: если в стволе было слишком много взрывчатого вещества, оружие могло разорваться, а если слишком мало — могло не выстрелить.
На верхушке у старинного газыря находился декоративный колпачок, а на донышке оставалось отверстие, в которое свободно проходил стержень для забивания заряда — шомпол. Им в газырь проталкивали пыж — прокладку из войлока. Затем в гильзу засыпали порох и затыкали его пулей, завернутой в кусочек ткани. Полный газырь держали тканью с пулей кверху.
Во время боя пулю из газыря вытаскивали зубами и открывшийся порох высыпали в оружейный ствол. Затем в оружие шомполом забивали пыж и сверху помещали пулю вместе с тканью: так она плотнее лежала в стволе. Использованный газырь переворачивали декоративным колпачком вверх — это позволяло быстро понять, какая гильза пуста.
Газыри появились на Северном Кавказе в XVI–XVII веках вместе с огнестрельным оружием. Они не были изобретением местных воинов, похожие патронташи использовали мушкетеры во Франции и стрельцы на Руси. В русской воинской традиции перевязь с гильзами называлась «берендейкой».
Сначала кавказские воины носили газыри в кожаных сумках-патронташах, их надевали на плечо или крепили к поясу. Но такое расположение было неудобным, поэтому вскоре чехлы для газырей стали нашивать на традиционную мужскую одежду — черкеску. Их размещали симметрично на обеих сторонах груди — там они не мешали движениям рук при конной езде и бое холодным оружием. Заодно эти плотные гильзы дополнительно защищали воина: их крепили под особым углом, чтобы при необходимости они отводили от тела удары.
Постепенно огнестрельное оружие совершенствовалось, и газыри утратили свое назначение. Но за долгое время патронташ на черкеске стал символом мужества, готовности мужчины защитить свой дом. Поэтому газыри сегодня — неотъемлемая часть традиционных мужских костюмов на Северном Кавказе.
Газыри из коллекции музея изготовил ювелир Бекхан Дахкильгов. У него самый высокий (пятый) разряд художника-мастера по художественной обработке металла. Он единственный из ингушских мастеров, кто владеет филигранным ремеслом.