Мужской наборный пояс — один из важнейших элементов традиционного мужского костюма народов Кавказа.
В прошлом к такому поясу обязательно подвешивали кинжал, нож или другое оружие, а также пороховницу, огниво, инструменты, трут. Трут — это любой материал вроде щепок, вощеной бумаги или высушенного гриба трутовика, который воспламеняется от одной искры. Со временем, когда отпала настоящая необходимость в таких предметах, наборный пояс превратился в элемент украшения мужской одежды.
Уже в старину мужские пояса стали декорировать фигурными металлическими накладками. Часть их крепилась на сам ремень, часть свисала на подвесных ремешках. Число деталей поясного убора во многом зависело от числа подвесных ремешков — их было от 2 до 10. Они попарно распределялись по бокам, хотя нередко встречались пояса с одной правосторонней группой ремешков или вообще без них. Умению собирать такой пояс надо было специально учиться.
Большой труд о культуре наборных поясов вышел в журнале «Советская этнография» в 1988 году, в статье были описаны типы поясов и металлических накладок-бляшек на них. Автор условно выделил различия декора в зависимости от регионов.
Он писал, что в дагестанских поясах в основном распространились вытянутые и выпуклые шишечки-пуговки с орнаментальными контурами, разнообразные лунницы (полумесяцы), пальметки (элементы растительного орнамента в виде листа пальмового дерева, похожие на раскрытую ладонь), стилизованные пары птичьих голов. На кумыкских поясах чаще появлялись овальные и плоские бляшки-пуговки и крестообразные накладки. В Грузии — овальные полусферы и каплеобразные выпуклые бляшки. Впрочем, из-за постоянных культурных связей между разными народами Северного Кавказа многие детали декора распространялись повсеместно, различия стирались.
Отдельно автор статьи выделил декор для подвесных ремешков. Встречались бляшки, похожие на лиры — изящные музыкальные инструменты, прямоугольные коробочки, часто с навершиями в виде пары конских фигур, а также головы змей или птиц. Из литературы известны поясные накладки в виде уточек.
Для украшения накладок использовали разные ювелирные техники: рельефную гравировку, чернение, насечки золотом, литье по гравированной модели. В результате каждый пояс превращался в самобытное произведение прикладного искусства.
Пояс из коллекции музея выполнил Бекхан Дахкильгов — единственный мастер республики, кто занимается возрождением утраченных традиций ингушского ювелирного мастерства.
В прошлом к такому поясу обязательно подвешивали кинжал, нож или другое оружие, а также пороховницу, огниво, инструменты, трут. Трут — это любой материал вроде щепок, вощеной бумаги или высушенного гриба трутовика, который воспламеняется от одной искры. Со временем, когда отпала настоящая необходимость в таких предметах, наборный пояс превратился в элемент украшения мужской одежды.
Уже в старину мужские пояса стали декорировать фигурными металлическими накладками. Часть их крепилась на сам ремень, часть свисала на подвесных ремешках. Число деталей поясного убора во многом зависело от числа подвесных ремешков — их было от 2 до 10. Они попарно распределялись по бокам, хотя нередко встречались пояса с одной правосторонней группой ремешков или вообще без них. Умению собирать такой пояс надо было специально учиться.
Большой труд о культуре наборных поясов вышел в журнале «Советская этнография» в 1988 году, в статье были описаны типы поясов и металлических накладок-бляшек на них. Автор условно выделил различия декора в зависимости от регионов.
Он писал, что в дагестанских поясах в основном распространились вытянутые и выпуклые шишечки-пуговки с орнаментальными контурами, разнообразные лунницы (полумесяцы), пальметки (элементы растительного орнамента в виде листа пальмового дерева, похожие на раскрытую ладонь), стилизованные пары птичьих голов. На кумыкских поясах чаще появлялись овальные и плоские бляшки-пуговки и крестообразные накладки. В Грузии — овальные полусферы и каплеобразные выпуклые бляшки. Впрочем, из-за постоянных культурных связей между разными народами Северного Кавказа многие детали декора распространялись повсеместно, различия стирались.
Отдельно автор статьи выделил декор для подвесных ремешков. Встречались бляшки, похожие на лиры — изящные музыкальные инструменты, прямоугольные коробочки, часто с навершиями в виде пары конских фигур, а также головы змей или птиц. Из литературы известны поясные накладки в виде уточек.
Для украшения накладок использовали разные ювелирные техники: рельефную гравировку, чернение, насечки золотом, литье по гравированной модели. В результате каждый пояс превращался в самобытное произведение прикладного искусства.
Пояс из коллекции музея выполнил Бекхан Дахкильгов — единственный мастер республики, кто занимается возрождением утраченных традиций ингушского ювелирного мастерства.