Женский нагрудник с пластинками-застежками — элемент ингушского праздничного женского костюма. Он называется «дато».
Застежки издревле изготавливали разной формы, украшали драгоценными камнями или цветным стеклом, добавляли к ним гравировку или накладную филигрань. Их также создавали различной длины, чтобы они подходили под форму выреза верхнего платья — «чокхи». Обычно на нагруднике располагались 12–13 симметричных пластин-застежек от шеи до талии.
Этот нагрудник выполнил известный ювелир Бекхан Дахкильгов. Чтобы создать идеально ровные украшения, мастер подготовил множество восковых моделей будущих пластинок-застежек, отлив их в специальной форме. Восковые застежки он припаял на один стержень — его называют ювелирной «елкой» из-за того, что множество припаянных восковых украшений выглядят как ветки дерева. «Елку» он залил особой формомассой и запек при высокой температуре. Во время обжига масса затвердела, а воск вытек — так образовались пустоты, в которые художник потом заливал расплавленный металл.
В ингушской культуре есть особое понятие «эхь-эздел». Оно означает комплекс этических правил, которые должен соблюдать каждый человек. Костюм играет в нем огромную роль: умение подобающе одеваться всегда считалось одним из показателей хорошего тона и ума.
Традиционно на каждый отдельный случай ингуши выбирали особый костюм. Для всех видов одежды существовали свои термины: повседневную называли «цIагIа лелаю коч», одежду к приему гостя — «хьаша-да воагlе дувхар», к ритуальным событиям похорон или рождения — «веннача-ваьннача дувхар». А особенно тщательно украшали праздничные костюмы «йодача-йоагlача дувхар».
У женщин такие наряды составляли целый ансамбль. Поверх нательной рубахи они надевали платье с воротником-стойкой, украшенной вышивкой, кружевом или тесьмой. Сверху шло распашное платье «чокхи» из шелка, парчи, репса или бархата. На уровне груди на нижнее платье крепили нагрудник «дато» — его размещали так, чтобы украшение было видно в вырез чокхи. К платью также шел узорный пояс из тех же материалов, что и нагрудник.
По археологическим материалам известны и другие женские украшения: серебряные, золотые и медные серьги и височные подвески; золотые, серебряные и медные кольца, бляхи для головных уборов «кур-харсов», пуговицы-бубенчики, фигурные подвески, бронзовые нашивки, кольца и перстни со вставками из цветного стекла.
Застежки издревле изготавливали разной формы, украшали драгоценными камнями или цветным стеклом, добавляли к ним гравировку или накладную филигрань. Их также создавали различной длины, чтобы они подходили под форму выреза верхнего платья — «чокхи». Обычно на нагруднике располагались 12–13 симметричных пластин-застежек от шеи до талии.
Этот нагрудник выполнил известный ювелир Бекхан Дахкильгов. Чтобы создать идеально ровные украшения, мастер подготовил множество восковых моделей будущих пластинок-застежек, отлив их в специальной форме. Восковые застежки он припаял на один стержень — его называют ювелирной «елкой» из-за того, что множество припаянных восковых украшений выглядят как ветки дерева. «Елку» он залил особой формомассой и запек при высокой температуре. Во время обжига масса затвердела, а воск вытек — так образовались пустоты, в которые художник потом заливал расплавленный металл.
В ингушской культуре есть особое понятие «эхь-эздел». Оно означает комплекс этических правил, которые должен соблюдать каждый человек. Костюм играет в нем огромную роль: умение подобающе одеваться всегда считалось одним из показателей хорошего тона и ума.
Традиционно на каждый отдельный случай ингуши выбирали особый костюм. Для всех видов одежды существовали свои термины: повседневную называли «цIагIа лелаю коч», одежду к приему гостя — «хьаша-да воагlе дувхар», к ритуальным событиям похорон или рождения — «веннача-ваьннача дувхар». А особенно тщательно украшали праздничные костюмы «йодача-йоагlача дувхар».
У женщин такие наряды составляли целый ансамбль. Поверх нательной рубахи они надевали платье с воротником-стойкой, украшенной вышивкой, кружевом или тесьмой. Сверху шло распашное платье «чокхи» из шелка, парчи, репса или бархата. На уровне груди на нижнее платье крепили нагрудник «дато» — его размещали так, чтобы украшение было видно в вырез чокхи. К платью также шел узорный пояс из тех же материалов, что и нагрудник.
По археологическим материалам известны и другие женские украшения: серебряные, золотые и медные серьги и височные подвески; золотые, серебряные и медные кольца, бляхи для головных уборов «кур-харсов», пуговицы-бубенчики, фигурные подвески, бронзовые нашивки, кольца и перстни со вставками из цветного стекла.