Вера Пестель родилась в 1887 году в Москве. В 1900-х годах она посещала частную студию одной из французских художниц и воскресные классы рисования Императорского Строгановского центрального художественно-промышленного училища. В 1906–1907 годах Пестель училась в Школе рисования и живописи Константина Юона и Ивана Дудина. Во время поездки во Францию в 1912 году посещала Академию La Palette Анри Ле Фоконье и Жана Метценже. Друзьями и единомышленниками Веры Пестель были Казимир Малевич, Любовь Попова, Надежда Удальцова.
После возвращения из Франции Вера Пестель работала в Свободной коллективной мастерской на Остоженке вместе с Владимиром Татлиным — одним из крупнейших представителей русского авангарда, родоначальником конструктивизма.
Портрет Владимира Татлина с бандурой, написанный художницей, выступает своеобразным манифестом авангардной живописи. Здесь сам человек, его лицо и фигура состоят из цветовых плоскостей, геометрических фигур и линий.
В те годы Вера Пестель увлекалась формальными экспериментами. Однако, в отличие от многих своих коллег, она не была внутренне убеждена в правильности пути, по которому шло авангардистское искусство. Об этом свидетельствуют дневники, где художница все чаще мысленно обращается к «старым мастерам», вспоминает Рембрандта. В 1918 году Пестель отошла от «левого» искусства и вернулась к предметной живописи.
С портретом Татлина связана интересная история атрибуции. Произведение поступило в Челябинск из Государственного Русского музея и длительное время считалось натюрмортом под названием «Кубизм. Музыкальные инструменты». Московский исследователь русского авангарда Георгий Коваленко в середине 1990-х годов обнаружил старую открытку, где картина указана именно как портрет Татлина. Прежде не различаемые специалистами и зрителями геометрические формы сложились в фигуру известного художника.
В геометрическую систему портрета также включена конструкция контррельефа — трехмерного произведения самого Татлина. Изображение музыкального инструмента в руках художника связано с его увлечением народной украинской песней: Татлин пел, аккомпанируя себе на бандуре собственного изготовления. Он не раз делал это и в мастерской художницы Веры Пестель, где и был в 1915 году написан портрет. Атрибуция картины стала одним из важнейших событий в истории Челябинского музея изобразительных искусств, тем более что портрет кисти Пестель — единственная классическая вещь русского авангарда в собрании.
После возвращения из Франции Вера Пестель работала в Свободной коллективной мастерской на Остоженке вместе с Владимиром Татлиным — одним из крупнейших представителей русского авангарда, родоначальником конструктивизма.
Портрет Владимира Татлина с бандурой, написанный художницей, выступает своеобразным манифестом авангардной живописи. Здесь сам человек, его лицо и фигура состоят из цветовых плоскостей, геометрических фигур и линий.
В те годы Вера Пестель увлекалась формальными экспериментами. Однако, в отличие от многих своих коллег, она не была внутренне убеждена в правильности пути, по которому шло авангардистское искусство. Об этом свидетельствуют дневники, где художница все чаще мысленно обращается к «старым мастерам», вспоминает Рембрандта. В 1918 году Пестель отошла от «левого» искусства и вернулась к предметной живописи.
С портретом Татлина связана интересная история атрибуции. Произведение поступило в Челябинск из Государственного Русского музея и длительное время считалось натюрмортом под названием «Кубизм. Музыкальные инструменты». Московский исследователь русского авангарда Георгий Коваленко в середине 1990-х годов обнаружил старую открытку, где картина указана именно как портрет Татлина. Прежде не различаемые специалистами и зрителями геометрические формы сложились в фигуру известного художника.
В геометрическую систему портрета также включена конструкция контррельефа — трехмерного произведения самого Татлина. Изображение музыкального инструмента в руках художника связано с его увлечением народной украинской песней: Татлин пел, аккомпанируя себе на бандуре собственного изготовления. Он не раз делал это и в мастерской художницы Веры Пестель, где и был в 1915 году написан портрет. Атрибуция картины стала одним из важнейших событий в истории Челябинского музея изобразительных искусств, тем более что портрет кисти Пестель — единственная классическая вещь русского авангарда в собрании.