В 40-е и первую половину 50-х годов XIX века самые известные художники-академики были заняты грандиозным проектом — росписью Исаакиевского собора. Декоративно-монументальная живопись собора — своеобразный памятник эпохи, в оформление которого русские художники внесли неоценимый вклад. Собор является хранилищем ста пятидесяти картин и плафонов, представляющих лучшие образцы русской монументальной живописи середины XIX века. Главный архитектор собора Огюст Монферран считал, что живопись храма должна быть выдержана по сюжетам, трактовке и композиции в традициях великой итальянской школы XVII века, что вполне соответствовало огромным размерам собора. Вдохновляясь произведениями великих мастеров эпохи барокко, авторы росписей Исаакиевского собора должны были придерживаться требований Синода, соблюдая жесткие условия в отношении композиции, сюжета, типов.
Были приглашены 14 известных живописцев: верхний свод купола и подкупольное пространство было поручено расписывать Карлу Брюллову, Федору Бруни предложено расписать своды и аттик по концам большого нефа. Пожалуй, наибольший объем работы достался Петру Васильевичу Басину. Он полностью расписал приделы святого Александра Невского и святой великомученицы Екатерины, а также выполнил огромную композицию «Нагорная проповедь» над южными дверями собора. В куполах обоих приделов художник разместил плафоны, которые сюжетно не связаны с основной темой приделов. Для придела Александра Невского Басин написал плафон «Бог Саваоф, несомый ангелами», купол придела святой Екатерины украшает плафон «Вознесение Богоматери». Сохранились оба эскиза плафонов, первый находится в Третьяковской галерее, второй — в Радищевском музее.
Размещение в куполе композиции на сюжет «Вознесение Богоматери» имеет давнюю традицию, идущую со времен Ренессанса. Эталоном для многих художников академической школы служил плафон для главного купола Пармского собора, выполненный Корреджо. В эскизе Басина чувствуется знание классических образцов, на основе которых он создал свое произведение. В композиционном построении он придерживался принципа размещения фигур по диагонали, что производит впечатление большей динамики.
Главное направление движения от зрителя вверх к небесам усиливается цветовыми и светотеневыми контрастами, яркие пятна драпировок складываются в треугольник, вершиной которого является фигура Богоматери. Ощущение легкости и бестелесности возносящихся фигур возникает благодаря основному серо-голубому тону эскиза, объединяющему фигуры ангелов, херувимов, Богоматери, облака и небеса. Окончательный вариант плафона заметно отличается от эскизного: в нем все персонажи стали крупнее, фигура Богоматери переместилась ближе к центру, плафон стал более многофигурным. Приобретя более выразительную пластику, он утратил пространственную свободу, характерную для эскизного варианта.
Были приглашены 14 известных живописцев: верхний свод купола и подкупольное пространство было поручено расписывать Карлу Брюллову, Федору Бруни предложено расписать своды и аттик по концам большого нефа. Пожалуй, наибольший объем работы достался Петру Васильевичу Басину. Он полностью расписал приделы святого Александра Невского и святой великомученицы Екатерины, а также выполнил огромную композицию «Нагорная проповедь» над южными дверями собора. В куполах обоих приделов художник разместил плафоны, которые сюжетно не связаны с основной темой приделов. Для придела Александра Невского Басин написал плафон «Бог Саваоф, несомый ангелами», купол придела святой Екатерины украшает плафон «Вознесение Богоматери». Сохранились оба эскиза плафонов, первый находится в Третьяковской галерее, второй — в Радищевском музее.
Размещение в куполе композиции на сюжет «Вознесение Богоматери» имеет давнюю традицию, идущую со времен Ренессанса. Эталоном для многих художников академической школы служил плафон для главного купола Пармского собора, выполненный Корреджо. В эскизе Басина чувствуется знание классических образцов, на основе которых он создал свое произведение. В композиционном построении он придерживался принципа размещения фигур по диагонали, что производит впечатление большей динамики.
Главное направление движения от зрителя вверх к небесам усиливается цветовыми и светотеневыми контрастами, яркие пятна драпировок складываются в треугольник, вершиной которого является фигура Богоматери. Ощущение легкости и бестелесности возносящихся фигур возникает благодаря основному серо-голубому тону эскиза, объединяющему фигуры ангелов, херувимов, Богоматери, облака и небеса. Окончательный вариант плафона заметно отличается от эскизного: в нем все персонажи стали крупнее, фигура Богоматери переместилась ближе к центру, плафон стал более многофигурным. Приобретя более выразительную пластику, он утратил пространственную свободу, характерную для эскизного варианта.