Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Русское искусство XIX века в Радищевском музее»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Вознесение Богоматери

Время создания
XIX век
Размер
62x62 см
Техника
холст, масло
0
Открыть в приложении
#1
Басин П.В.
Вознесение Богоматери
#2
В 40-е и первую половину 50-х годов XIX века самые известные художники-академики были заняты грандиозным проектом — росписью Исаакиевского собора. Декоративно-монументальная живопись собора — своеобразный памятник эпохи, в оформление которого русские художники внесли неоценимый вклад. Собор является хранилищем ста пятидесяти картин и плафонов, представляющих лучшие образцы русской монументальной живописи середины XIX века. Главный архитектор собора Огюст Монферран считал, что живопись храма должна быть выдержана по сюжетам, трактовке и композиции в традициях великой итальянской школы XVII века, что вполне соответствовало огромным размерам собора. Вдохновляясь произведениями великих мастеров эпохи барокко, авторы росписей Исаакиевского собора должны были придерживаться требований Синода, соблюдая жесткие условия в отношении композиции, сюжета, типов. 

Были приглашены 14 известных живописцев: верхний свод купола и подкупольное пространство было поручено расписывать Карлу Брюллову, Федору Бруни предложено расписать своды и аттик по концам большого нефа. Пожалуй, наибольший объем работы достался Петру Васильевичу Басину. Он полностью расписал приделы святого Александра Невского и святой великомученицы Екатерины, а также выполнил огромную композицию «Нагорная проповедь» над южными дверями собора. В куполах обоих приделов художник разместил плафоны, которые сюжетно не связаны с основной темой приделов. Для придела Александра Невского Басин написал плафон «Бог Саваоф, несомый ангелами», купол придела святой Екатерины украшает плафон «Вознесение Богоматери». Сохранились оба эскиза плафонов, первый находится в Третьяковской галерее, второй — в Радищевском музее. 

Размещение в куполе композиции на сюжет «Вознесение Богоматери» имеет давнюю традицию, идущую со времен Ренессанса. Эталоном для многих художников академической школы служил плафон для главного купола Пармского собора, выполненный Корреджо. В эскизе Басина чувствуется знание классических образцов, на основе которых он создал свое произведение. В композиционном построении он придерживался принципа размещения фигур по диагонали, что производит впечатление большей динамики. 
 
Главное направление движения от зрителя вверх к небесам усиливается цветовыми и светотеневыми контрастами, яркие пятна драпировок складываются в треугольник, вершиной которого является фигура Богоматери. Ощущение легкости и бестелесности возносящихся фигур возникает благодаря основному серо-голубому тону эскиза, объединяющему фигуры ангелов, херувимов, Богоматери, облака и небеса. Окончательный вариант плафона заметно отличается от эскизного: в нем все персонажи стали крупнее, фигура Богоматери переместилась ближе к центру, плафон стал более многофигурным. Приобретя более выразительную пластику, он утратил пространственную свободу, характерную для эскизного варианта.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Вознесение Богоматери

Время создания
XIX век
Размер
62x62 см
Техника
холст, масло
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%