К середине XIX века наметились перемены в стремлении русского искусства к большей демократичности. Одним из проявлений процессов демократизации искусства стало жанровое разнообразие и более широкий спектр тем и сюжетов, интересующих художников. Одним из первых живописцев, который пренебрег академическими нормами и посвятил большую часть своего творчества созданию крестьянских образов, был Алексей Гаврилович Венецианов (1780–1847). Он выступил в русском искусстве не только как новатор, но и как создатель собственной художественной школы.
Ученики мастера — в ряде случаев крепостные — жили и учились у него бесплатно. Школа попеременно функционировала в его имении в Сафонкове Тверской губернии и в Петербурге, получая некоторую поддержку Общества поощрения художников. Педагогическая система мастера сводилась к развитию в ученике способности видеть и изображать окружающий мир в его непосредственной реальности, вне заранее заданных норм и канонов. Так, воспитанники Венецианова не копировали, подобно академистам, чужих оригиналов или специальных таблиц с изображением отдельных частей тела. Они постигали законы формы, перспективы, цвета на реальных предметах, переходя от простых задач к сложным.
Небольшая картина «Дворник» была написана, вероятно, в середине XIX века неизвестным автором круга Алексея Венецианова. Мальчик-дворник изображен за работой, с метлой в руках, он убирает парковую дорожку в Царском Селе. Автор показал на втором плане вполне узнаваемый царскосельский пейзаж, на берегу Большого озера виден силуэт паркового павильона «Турецкая баня». Подобное отражение реальности развивалось в России под влиянием стиля бидермайер, во многом определившего вкусы провинциальной русской живописи второй четверти XIX века. Бидермайер — немецкий термин, обозначающий искусство, в котором на первый план выходят ценности повседневной, буржуазной, городской жизни; домашний мир «маленького человека». Бидермайер существовал параллельно романтизму в первой половине XIX века. В русском искусстве это понятие в основном ассоциируется со школой Венецианова.
Ученики мастера — в ряде случаев крепостные — жили и учились у него бесплатно. Школа попеременно функционировала в его имении в Сафонкове Тверской губернии и в Петербурге, получая некоторую поддержку Общества поощрения художников. Педагогическая система мастера сводилась к развитию в ученике способности видеть и изображать окружающий мир в его непосредственной реальности, вне заранее заданных норм и канонов. Так, воспитанники Венецианова не копировали, подобно академистам, чужих оригиналов или специальных таблиц с изображением отдельных частей тела. Они постигали законы формы, перспективы, цвета на реальных предметах, переходя от простых задач к сложным.
Небольшая картина «Дворник» была написана, вероятно, в середине XIX века неизвестным автором круга Алексея Венецианова. Мальчик-дворник изображен за работой, с метлой в руках, он убирает парковую дорожку в Царском Селе. Автор показал на втором плане вполне узнаваемый царскосельский пейзаж, на берегу Большого озера виден силуэт паркового павильона «Турецкая баня». Подобное отражение реальности развивалось в России под влиянием стиля бидермайер, во многом определившего вкусы провинциальной русской живописи второй четверти XIX века. Бидермайер — немецкий термин, обозначающий искусство, в котором на первый план выходят ценности повседневной, буржуазной, городской жизни; домашний мир «маленького человека». Бидермайер существовал параллельно романтизму в первой половине XIX века. В русском искусстве это понятие в основном ассоциируется со школой Венецианова.