Первая треть XIX века в русской живописи ознаменовалась удивительным соседством двух основных стилей: классицизма и романтизма. Заданные Академией художеств живописные ориентиры наполнили русское искусство работами на исторические и античные сюжеты, батальными и мифологическими сценами. Художественный вкус живописцев должен был отвечать постулатам классицизма.
Помимо этого, в первой трети XIX века новый взлет переживает область археологии. В России основываются профильные музеи, и античная тема получает новое развитие, в том числе в творчестве художников.
Самая известная и наиболее значительная картина художника Петра Басина «Сократ в битве при Потидее защищает Алкивиада» изображает античную сцену сражения древнегреческих воинов во время Пелопоннесской войны между Спартой и Афинами. Работа была написана в 1826–1828-х годах.
Представленный холст является эскизом к одноименной работе и написан в 1828 году. В эскизе присутствуют все обязательные составляющие классического произведения: условная трактовка сюжета, трехплановая композиция, типы героев, близкие к античным статуям. Художник изобразил персонажей в высокопарных, театральных позах с динамичными жестами. По традиции главный герой изображен в красном плаще. Колорит работы решен сочетанием локальных цветов. Однако в произведении уже начинают проглядывать черты романтической живописи: бурное море на дальнем плане и светящееся грозовое небо.
На родине Пётр Басин почти сразу же начал преподавать в Академии художеств и успешно занимался этой деятельностью почти сорок лет, регулярно получая ордена и очередные чины.
Помимо этого, в первой трети XIX века новый взлет переживает область археологии. В России основываются профильные музеи, и античная тема получает новое развитие, в том числе в творчестве художников.
Самая известная и наиболее значительная картина художника Петра Басина «Сократ в битве при Потидее защищает Алкивиада» изображает античную сцену сражения древнегреческих воинов во время Пелопоннесской войны между Спартой и Афинами. Работа была написана в 1826–1828-х годах.
Картина после успешного показа в Риме была отправлена в Петербург на корабле. В пути судно потерпело крушение, и холст оказался сильно испорченным. Вернувшись в Россию, Басин в начале 1830-х годов основательно подправил картину, а затем подарил ее Академии художеств.
Представленный холст является эскизом к одноименной работе и написан в 1828 году. В эскизе присутствуют все обязательные составляющие классического произведения: условная трактовка сюжета, трехплановая композиция, типы героев, близкие к античным статуям. Художник изобразил персонажей в высокопарных, театральных позах с динамичными жестами. По традиции главный герой изображен в красном плаще. Колорит работы решен сочетанием локальных цветов. Однако в произведении уже начинают проглядывать черты романтической живописи: бурное море на дальнем плане и светящееся грозовое небо.
На родине Пётр Басин почти сразу же начал преподавать в Академии художеств и успешно занимался этой деятельностью почти сорок лет, регулярно получая ордена и очередные чины.