Пётр Басин родился в 1793 году в Санкт-Петербурге. Служил в экспедиции о государственных доходах министерства финансов. С 1811 года посещал рисовальные классы Академии художеств в качестве вольнослушателя; в 1813 году поступил в Академию студентом.
Вернувшись в Петербург, писал, в основном, картины на религиозные темы, выполнил ряд композиций для Казанского и Исаакиевского соборов. В последнем Басин написал до сорока образов и картин религиозного содержания, из всех художников, работавших в соборе, выполнив наибольший объём работы. В Казанском соборе Басин написал «Введение во храм». В церкви Академии художеств — запрестольный образ «Сошествие Святого Духа на апостолов» и несколько образов для иконостасов, в библиотеке Академии — плафон. Кисти Басина принадлежат также портреты, в том числе Михаила Кутузова-Смоленского. В конце жизни, в 1860-е годы, Басин создал картоны росписей для московского храма Христа Спасителя, но сам не смог воплотить их в церкви из-за ухудшающегося зрения, и росписи по его эскизам выполнил Николай Кошелев.
Начиная с 1831 года, Басин преподавал в Академии художеств, с 1836 года — как профессор. Написанные им портреты Петра Валуева и его первой жены Марии Петровны, урождённой княжны Вяземской, старшей дочери князя, поэта Петра Вяземского, датируются 1836 годом. Пётр Валуев был министром внутренних дел в правительстве Александра II, председателем Комитета министерств.
В 1818 году за картину «Христос изгоняет из Иерусалимского храма торгующих» был назначен пенсионером за границу и в 1819–1830 годах жил в Италии. В Риме выполнил копии с ватиканских фресок Рафаэля «Изведение апостола Петра из темницы» и «Больсенская месса». В 1826–1828 годах Басин написал картину «Сократ в битве при Потидее защищает Алкивиада».
После успешного показа этой картины в Риме, полотно морем отправили в Санкт-Петербург, но корабль, перевозивший её, потерпел крушение, и холст оказался сильно испорчен. Когда Басина вызвали в Россию, он отреставрировал картину и подарил Академии художеств. Именно за эту работу в 1831 году он получил звание академика.
Вернувшись в Петербург, писал, в основном, картины на религиозные темы, выполнил ряд композиций для Казанского и Исаакиевского соборов. В последнем Басин написал до сорока образов и картин религиозного содержания, из всех художников, работавших в соборе, выполнив наибольший объём работы. В Казанском соборе Басин написал «Введение во храм». В церкви Академии художеств — запрестольный образ «Сошествие Святого Духа на апостолов» и несколько образов для иконостасов, в библиотеке Академии — плафон. Кисти Басина принадлежат также портреты, в том числе Михаила Кутузова-Смоленского. В конце жизни, в 1860-е годы, Басин создал картоны росписей для московского храма Христа Спасителя, но сам не смог воплотить их в церкви из-за ухудшающегося зрения, и росписи по его эскизам выполнил Николай Кошелев.
Начиная с 1831 года, Басин преподавал в Академии художеств, с 1836 года — как профессор. Написанные им портреты Петра Валуева и его первой жены Марии Петровны, урождённой княжны Вяземской, старшей дочери князя, поэта Петра Вяземского, датируются 1836 годом. Пётр Валуев был министром внутренних дел в правительстве Александра II, председателем Комитета министерств.
Также занимался литературным творчеством и написал несколько повестей и романов из великосветской жизни.