В 1933 году татарстанский художник Баки Урманче вернулся в Казань из Соловецкого лагеря особого назначения, куда его сослали во время политических репрессий. В Казани его не ждали, оставаться там было невозможно, и художник начал прокладывать новый путь. При поддержке друзей он перебрался в Москву и постепенно вернулся к работе. Ему поручили оформить несколько павильонов ВДНХ, музеи стали покупать его работы, в прессе о нем появились положительные отзывы. Жизнь начала налаживаться, Урманче уже почувствовал себя столичным художником, но его ждал новый удар: ему выдали паспорт с отметкой «минус 39». Такой документ налагал запрет на работу в крупных городах страны, и художник был вынужден уехать из Москвы.
После долгих скитаний по Средней Азии в 1958 году художник наконец вернулся в Казань. В те годы он писал: «Я уже приближаюсь к 60. Из них около тридцати лет вынужденно или по своей воле прошли за пределами родных краев. Волга, Кама, Свияга, Белая, их берега, невысокие, покатые горы, луга все время были в моей памяти. Тоска по родине, жажда своего языка, своей культуры, видимо, в это время особо дают о себе знать». В этот период мастер начал подводить итоги, осмыслять прожитое, его скульптурное творчество все больше наполнялось многозначностью и глубиной. В работах появились аллегорические образы.
Наиболее значительные работы этого плана — композиции в дереве «Сагыш» и «Весенние мелодии». По своему образному строю скульптуры контрастируют друг с другом, но они были задуманы как своеобразный диптих. Работа «Весенние мелодии» символизирует начало жизни, «Сагыш» — ее итог.
После долгих скитаний по Средней Азии в 1958 году художник наконец вернулся в Казань. В те годы он писал: «Я уже приближаюсь к 60. Из них около тридцати лет вынужденно или по своей воле прошли за пределами родных краев. Волга, Кама, Свияга, Белая, их берега, невысокие, покатые горы, луга все время были в моей памяти. Тоска по родине, жажда своего языка, своей культуры, видимо, в это время особо дают о себе знать». В этот период мастер начал подводить итоги, осмыслять прожитое, его скульптурное творчество все больше наполнялось многозначностью и глубиной. В работах появились аллегорические образы.
Наиболее значительные работы этого плана — композиции в дереве «Сагыш» и «Весенние мелодии». По своему образному строю скульптуры контрастируют друг с другом, но они были задуманы как своеобразный диптих. Работа «Весенние мелодии» символизирует начало жизни, «Сагыш» — ее итог.