Баки Урманче стал первым из татарских художников, получившим высшее образование в советском художественном вузе — он учился в московском ВХУТЕМАСе. В 1930-х годах он снова оказался в Москве, но уже совершенно другим — человеком, прошедшим через четыре года заключения в Соловецком лагере. После неудачной попытки вернуться в Казань, где уже не было для него прежней жизни, с помощью друзей художник перебрался в Москву. «Вступил на новый путь с уже погасшей страстью. Какой это путь? Родная семья разгромлена. Позади — Соловки. Впереди — бытовые проблемы, создание своей семьи», — писал он в воспоминаниях.
Первая выставка молодых художников России 1934 года стала для Урманче отправной точкой, возможностью вернуться в искусство. Постепенно жизнь налаживалась: музеи начали покупать у художника работы, о нем появились хорошие отзывы в прессе. Через несколько лет он вступил в Союз художников и начал оформлять павильоны Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Для ВДНХ он создал монументальное изображение Салавата Юлаева, большие диорамы и панно, огромные скульптурные композиции. «Со стороны ремесла это были самые плодотворные и доходные годы», — вспоминал художник о жизни в столице. Он получал заказы и мог не думать о нелюбимом мучительном деле — продаже своих работ.
В этот период портретные работы Урманче становятся особенно проникновенными и лиричными. С характерной камерностью он пишет картину «Сара ханум с Ильдаром», где изображает свою первую жену и младенца-сына. Мать склонилась к ребенку, только что пробудившемуся ото сна. Лица женщины мы не видим, но художнику удается передать нежную материнскую заботу через ее устремленную к сыну позу.
Композиция выстраивается в интерьере комнаты без каких-либо источников света. Такие условия позволяют живописцу расставить акценты самому: он выделяет фигуры людей яркими, светлыми красками, в то время как фон окрашивает в темные тона.
Урманче по-настоящему любуется этой трогательной сценой. Здесь чувствуется жизнеутверждающая сила, любовь к человеку, к светлым проявлениям его души, которые легли в основу его художественного мировоззрения.
Первая выставка молодых художников России 1934 года стала для Урманче отправной точкой, возможностью вернуться в искусство. Постепенно жизнь налаживалась: музеи начали покупать у художника работы, о нем появились хорошие отзывы в прессе. Через несколько лет он вступил в Союз художников и начал оформлять павильоны Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Для ВДНХ он создал монументальное изображение Салавата Юлаева, большие диорамы и панно, огромные скульптурные композиции. «Со стороны ремесла это были самые плодотворные и доходные годы», — вспоминал художник о жизни в столице. Он получал заказы и мог не думать о нелюбимом мучительном деле — продаже своих работ.
В этот период портретные работы Урманче становятся особенно проникновенными и лиричными. С характерной камерностью он пишет картину «Сара ханум с Ильдаром», где изображает свою первую жену и младенца-сына. Мать склонилась к ребенку, только что пробудившемуся ото сна. Лица женщины мы не видим, но художнику удается передать нежную материнскую заботу через ее устремленную к сыну позу.
Композиция выстраивается в интерьере комнаты без каких-либо источников света. Такие условия позволяют живописцу расставить акценты самому: он выделяет фигуры людей яркими, светлыми красками, в то время как фон окрашивает в темные тона.
Урманче по-настоящему любуется этой трогательной сценой. Здесь чувствуется жизнеутверждающая сила, любовь к человеку, к светлым проявлениям его души, которые легли в основу его художественного мировоззрения.