Шрифт
Цвет
Графика
Урманче Б.И.
Персона

Урманче Баки Идрисович

Годы жизни: 1897–1990
#2

Баки Идрисович Урманче стал первым профессиональным художником и скульптором Татарстана, получил высшее образование и стоял у истоков развития народного искусства региона.


Урманче отличает ценное сочетание художественного таланта с упорством и плодовитостью. Его наследие состоит из нескольких сотен живописных полотен, сотни скульптур и тысяч графических работ. Еще при жизни Урманче был признан настоящим классиком татарского искусства. 

#3

Тернистый путь в искусство

#4

Будущий художник и скульптор появился на свет 23 февраля 1897 года в деревне Куль-Черкен в Казанской губернии. Его отец был муллой, а мать — мастерицей народных промыслов. Атмосфера в многодетной семье, окруженной народным творчеством, рукоделием и ремеслами способствовала развитию художественного таланта в юном Баки. После учебы в медресе в Казани, где не было рисования, но можно было познакомиться с языками и культурой восточных народов, Урманче собирался поступать в Казанскую художественную школу, но не прошел отбор.


Его путь к искусству оказался тернист: ему пришлось работать на уральском заводе, на шахте, учителем, чтобы обеспечить финансовую стабильность. Начать занятия рисованием он смог лишь под руководством пленных солдат во время армейской службы.


В 1919–1920 годах ему наконец удалось поступить в Казанские художественные мастерские, где он обучался живописи, графике и скульптуре. Следом Урманче был зачислен в Высшие художественно-технические мастерские в Москве одновременно на курс живописи и курс скульптуры. Параллельно с этим он продолжил изучение восточных языков, а также брал уроки английского и немецкого. Урманче был одним из лучших студентов курсов, получал высшие баллы и нередко премии.


Еще в годы учебы он иллюстрировал сборник стихов татарского поэта Габдуллы Тукая, который оказал большое влияние на личность и творчество художника и был частым героем его работ. Помимо этого, Урманче выполнил проект первого герба Татарской республики.


После выпуска в 1926 году Урманче устроился преподавать в Казанском художественно-театральном техникуме и основанной при нем студии керамики. Он также заведовал учебной частью и был активен в руководстве, благодаря чему техникум стал оживать и возвращаться к порядку. Урманче сыграл важную роль в поддержке начинающих татарских живописцев и всячески продвигал национальное искусство.


Его собственные творческие поиски были направлены на совершенствование манеры и исследование национальной темы. Художник писал портреты и пейзажи, создавал книжные иллюстрации, однако его работ этого периода сохранилось мало. Одна из наиболее известных — «У Сепаратора». Полотно выдает в Урманче самобытного живописца с собственным стилем и видением. Он писал картины об окружающей его действительности, простых людях, состояниях природы. Жизнь во всем ее многообразии была для художника главным источником вдохновения.  

#5
«У Сепаратора», 1927 год. Музей изобразительных искусств Татарстана
#7

Урманче стал одним из тех представителей интеллигенции, кто в 1927 году подписал коллективное письмо Иосифу Виссарионовичу Сталину против введения яналифа — нового алфавита для тюркских языков на основе латиницы взамен бывшего в обиходе арабского. Это ему дорого обошлось: спустя два года Урманче был арестован и приговорен к пяти годам лагерей за националистические идеи и разжигание розни. Даже в Соловках, куда он был отправлен, художник старался находить возможность для творчества и взаимодействия с другими заключенными. Это были интересные, многогранные люди с непростыми судьбами — их рассказы обогатили собственный жизненный опыт художника.


Урманче удалось выйти из лагеря раньше положенного срока — в 1933 году, после чего он отправился в столицу, где оставался до 1941 года. Здесь он продолжил работать, вступил в Союз художников, занимался оформлением нескольких павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В своих работах Урманче по-прежнему был занят поиском возможностей выражения собственного опыта и мировоззрения. 

#8
«Сара ханум с Ильдаром», 1937 год. Музей изобразительных искусств Татарстана
#9

Незадолго до начала Великой отечественной войны художник был приглашен в Алма-Ату для создания произведений к столетию со дня рождения казахского поэта Абая Кунанбаева. В военные годы и первое послевоенное десятилетие Урманче приложил руку к развитию художественной и образовательной жизни Казахстана и Узбекистана, преподавал, продолжал изучать восточные культуры, писал портреты современников — важных деятелей этих республик и героев эпоса, пейзажные этюды, натюрморты и жанровые полотна.  

#10

Обращение к скульптуре и зрелое творчество

#11

С середины XX века, еще в свой среднеазиатский период, Урманче обратился к скульптуре. Он создавал работы из гипса, уральского мрамора, бронзы и дерева, в которых запечатлел представителей татарской культуры и народные сюжеты. 

#12
«Габдулла Тукай», 1959 год. Музей Баки Урманче
#13

В 1957 году Урманче был главным оформителем сцены Большого театра для татарской Декады изобразительного искусства и литературы. После этого его пригласили вернуться на малую родину.


Последние три десятилетия жизни Урманче провел в Казани. Они знаменуют период зрелого, яркого творчества, когда он создал наиболее выдающиеся произведения, воспевающие народную культуру и традиции родного края, фольклорные сюжеты и восточных деятелей. Одной из вершин его наследия считается «Сенной базар», в одном ряду с этой картиной стоит триптих «Татарстан», «Приезд Ибн-Фадлана в Булгары» и другие полотна. 

#14
#15

Слава о народном татарском художнике, настоящем национальном герое, достигла своего апогея к середине 1970-х годов. Он участвовал во множестве выставок, встреч с почитателями таланта. Однако Урманче оставался верен своему делу, исключительно трудолюбив и плодотворен. Он продолжал создавать монументальные картины, заниматься каллиграфией, делать иллюстрации и эскизы, карандашные зарисовки и писать этюды.


Художник скончался 6 августа 1990 года в Казани, где и поныне покоится его прах на Новослободском кладбище.


На родине чтят память одного из основоположников татарской живописи: его имя носят улицы нескольких городов, в 1997 году в честь него установлен памятник, а в 1999-м — открыт музей. 

читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%