Виктор Борисов-Мусатов родился в семье бывших крепостных. В 1890-х годах он учился живописи в студии Саратовского общества изящных искусств, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а позже — в Императорской Академии художеств, где его учителем был Павел Чистяков. Художник также посещал парижскую студию Фернана Кормона.
Борисов-Мусатов сблизился с художниками объединения «Мир искусства», но стоял несколько особняком. Его картины — это образы прошлого, но без четко обозначенных исторических границ. Мусатова называли певцом особой, выдуманной им эпохи, где перепутались люди и события, фантазии и реальность.
В собрании музея хранится картина «Усадьба», написанная Виктором Борисовым-Мусатовым в 1902 году. Художник изобразил мир старинного русского быта: большой белый дом с колоннами и пустынной аллеей заросшего парка. Образ усадьбы близок к поэтическому, она символизирует утраченную гармонию с миром, уходящую в прошлое старину.
Год создания полотна имел большое значение для художника. Именно в изображенной на картине старинной усадьбе Зубриловка после нескольких лет разлуки Виктор Борисов-Мусатов сблизился со своей сокурсницей и возлюбленной — художницей Еленой Александровой. Осенью 1902 года они поженились.
«Усадьба» — символ внутренней гармонии художника, умиротворенности и ощущения счастья. Но есть в полотне и грустный мотив: угасание и уход в прошлое. Зубриловка, как и большая часть дворянских усадеб в ХХ веке, сгорела во время пожара в октябре 1905 года. По стечению обстоятельств это произошло за неделю до смерти самого художника.
Настроение картин Борисова-Мусатова во многом совпадало с настроением литературных произведений его современников: Ивана Бунина, Антона Чехова, Андрея Белого. Своей живописью он передал прощание с дворянскими гнездами, предчувствие роковых событий и смутную тревогу от их приближения. Ранняя смерть художника усилила это впечатление и сделала его работы своеобразным посвящением уходящей России. «Усадьба» Борисова-Мусатова — это окно в утраченный мир.
Борисов-Мусатов похоронен на окраине Тарусы, где провел последние дни жизни. В 1910 году на могиле художника установили памятник работы его саратовского товарища по учебе — скульптора Александра Матвеева.
Борисов-Мусатов сблизился с художниками объединения «Мир искусства», но стоял несколько особняком. Его картины — это образы прошлого, но без четко обозначенных исторических границ. Мусатова называли певцом особой, выдуманной им эпохи, где перепутались люди и события, фантазии и реальность.
В собрании музея хранится картина «Усадьба», написанная Виктором Борисовым-Мусатовым в 1902 году. Художник изобразил мир старинного русского быта: большой белый дом с колоннами и пустынной аллеей заросшего парка. Образ усадьбы близок к поэтическому, она символизирует утраченную гармонию с миром, уходящую в прошлое старину.
Год создания полотна имел большое значение для художника. Именно в изображенной на картине старинной усадьбе Зубриловка после нескольких лет разлуки Виктор Борисов-Мусатов сблизился со своей сокурсницей и возлюбленной — художницей Еленой Александровой. Осенью 1902 года они поженились.
«Усадьба» — символ внутренней гармонии художника, умиротворенности и ощущения счастья. Но есть в полотне и грустный мотив: угасание и уход в прошлое. Зубриловка, как и большая часть дворянских усадеб в ХХ веке, сгорела во время пожара в октябре 1905 года. По стечению обстоятельств это произошло за неделю до смерти самого художника.
Настроение картин Борисова-Мусатова во многом совпадало с настроением литературных произведений его современников: Ивана Бунина, Антона Чехова, Андрея Белого. Своей живописью он передал прощание с дворянскими гнездами, предчувствие роковых событий и смутную тревогу от их приближения. Ранняя смерть художника усилила это впечатление и сделала его работы своеобразным посвящением уходящей России. «Усадьба» Борисова-Мусатова — это окно в утраченный мир.
Борисов-Мусатов похоронен на окраине Тарусы, где провел последние дни жизни. В 1910 году на могиле художника установили памятник работы его саратовского товарища по учебе — скульптора Александра Матвеева.