Николай Пимоненко родился в Киеве и получил начальное художественное образование в Киевской рисовальной школе Николая Мурашко. С 1882 по 1884 год художник учился на педагогических курсах петербургской Академии художеств.
Окончить курсы из-за проблем со здоровьем Пимоненко не смог. С малой и большой поощрительными медалями и аттестатом учителя рисования он вернулся в Киев, где преподавал в двух учебных заведениях: Киевской рисовальной школе и Киевском художественном училище.
В 1885–1887 годах Николай Пимоненко занимался поиском своей темы и активно участвовал в художественной жизни: на академических выставках появились его картины «После аукциона», «На каникулах» и другие. А с конца 1880-х годов он остановился на изображении жизни украинского села.
С 1886 по 1889 год Пимоненко написал ряд бытовых картин, сюжетами которых стали моменты из жизни простых людей. Интерес к традициям и быту сельских жителей прослеживался и в названиях работ: «Засватанная», «В Чистый четверг», «В разлуке», «Святочное гаданье», «Афанасий Иванович и Хавронья Никифоровна».
Большой успех мастеру принесла картина «Святочное гадание», которая экспонировалась на академической выставке в 1888 году. Критики высоко оценили это полотно.
В 1891 году за картины «Свадьба в Киевской губернии» и «Утро Христова Воскресения» художник получил звание почетного вольного общника Академии художеств, а в 1904-м ему присудили звание академика.
Николай Пимоненко участвовал в международных выставках в Берлине, Париже, Лондоне и Мюнхене. В 1909 году за картину «Гопак» мастера наградили золотой медалью Салона де Пари Общества французских художников. Картину, имевшую большой успех, в свою коллекцию приобрел Лувр.
Картина «Сваты» рассказывает о традиционном обычае: сватовстве. Пимоненко был хорошо знаком с русско-украинским бытом, отлично разбирался в иконописи. Его отец занимался резьбой по дереву и владел иконописной лавкой, а сам художник обучался иконописи в школе при Киево-Печерской лавре. Поэтому Николай Пимоненко с любовью и этнографической точностью изобразил на полотне обстановку хаты, красный угол, посуду и утварь, традиционные костюмы персонажей.
На полотне — хата бедной вдовы. Немолодая крестьянка надеется, что «стерпится — слюбится», и распивает чарку со сватами богатого жениха. А дочь-невеста сидит в сторонке, явно не испытывая никакой радости от этого сговора. Николай Пимоненко изобразил ее с теплом и вниманием, сделав смысловым центром композиции.
Заслуга картин художника — в точном изображении и узнаваемости сельского быта. Николай Пимоненко написал не конкретную семью, а некий тип украинского крестьянского хозяйства конца XIX века в Российской империи.
Художник умер после тяжелой болезни в 1912 году. В 1913-м в Императорской Академии художеств состоялась посмертная выставка его работ. На ней представили 184 картины, 419 этюдов и 112 рисунков карандашом.
Окончить курсы из-за проблем со здоровьем Пимоненко не смог. С малой и большой поощрительными медалями и аттестатом учителя рисования он вернулся в Киев, где преподавал в двух учебных заведениях: Киевской рисовальной школе и Киевском художественном училище.
В 1885–1887 годах Николай Пимоненко занимался поиском своей темы и активно участвовал в художественной жизни: на академических выставках появились его картины «После аукциона», «На каникулах» и другие. А с конца 1880-х годов он остановился на изображении жизни украинского села.
С 1886 по 1889 год Пимоненко написал ряд бытовых картин, сюжетами которых стали моменты из жизни простых людей. Интерес к традициям и быту сельских жителей прослеживался и в названиях работ: «Засватанная», «В Чистый четверг», «В разлуке», «Святочное гаданье», «Афанасий Иванович и Хавронья Никифоровна».
Большой успех мастеру принесла картина «Святочное гадание», которая экспонировалась на академической выставке в 1888 году. Критики высоко оценили это полотно.
В 1891 году за картины «Свадьба в Киевской губернии» и «Утро Христова Воскресения» художник получил звание почетного вольного общника Академии художеств, а в 1904-м ему присудили звание академика.
Николай Пимоненко участвовал в международных выставках в Берлине, Париже, Лондоне и Мюнхене. В 1909 году за картину «Гопак» мастера наградили золотой медалью Салона де Пари Общества французских художников. Картину, имевшую большой успех, в свою коллекцию приобрел Лувр.
Картина «Сваты» рассказывает о традиционном обычае: сватовстве. Пимоненко был хорошо знаком с русско-украинским бытом, отлично разбирался в иконописи. Его отец занимался резьбой по дереву и владел иконописной лавкой, а сам художник обучался иконописи в школе при Киево-Печерской лавре. Поэтому Николай Пимоненко с любовью и этнографической точностью изобразил на полотне обстановку хаты, красный угол, посуду и утварь, традиционные костюмы персонажей.
На полотне — хата бедной вдовы. Немолодая крестьянка надеется, что «стерпится — слюбится», и распивает чарку со сватами богатого жениха. А дочь-невеста сидит в сторонке, явно не испытывая никакой радости от этого сговора. Николай Пимоненко изобразил ее с теплом и вниманием, сделав смысловым центром композиции.
Заслуга картин художника — в точном изображении и узнаваемости сельского быта. Николай Пимоненко написал не конкретную семью, а некий тип украинского крестьянского хозяйства конца XIX века в Российской империи.
Художник умер после тяжелой болезни в 1912 году. В 1913-м в Императорской Академии художеств состоялась посмертная выставка его работ. На ней представили 184 картины, 419 этюдов и 112 рисунков карандашом.