Борис Эльпидифирович Мусатов — один из самых известных русских художников-символистов. Его жизненный путь нельзя назвать простым — вследствие детской травмы художник остался горбатым, что, безусловно, повлияло на его душевное состояние и восприятие окружающего мира. Поэт Андрей Белый писал о нем: «тончайший и нежный горбун». И, как ни удивительно, именно эти эпитеты как нельзя точно характеризуют его живописное наследие.
Еще в родном Саратове в 1890-е годы Борисов-Мусатов начал обучение художественному ремеслу в студии изящных искусств, затем недолго проучился в Академии художеств в Петербурге, которую был вынужден покинуть из-за неподходящего слабому здоровью климата. Позже, в Париже, посещал студию Фернана Кормона, выходцами которой были Винсент Ван Гог и Анри де Тулуз-Лотрек. И все же наиболее серьезное влияние на него оказали работы художника-символиста Пьера Пюви де Шаванна, а также французских импрессионистов.
Работы Борисова-Мусатова проникнуты тонкой красотой, одухотворенностью, поэтической фантазией. Ему удавалось создавать на своих полотнах другой, более гармоничный мир — сохранявший черты реального, но полный грез. Его вдохновляла тема человека на фоне природы, их взаимного сосуществования. Тем не менее было в его творчестве место и пейзажам. Один из них — небольшой масляный этюд «Дубок» из собрания Тарусской картинной галереи.
В Тарусе художник поселился после возвращения из Парижа и оставался здесь до самого конца. Так он писал о своем добровольном заточении: «Я сижу в самой глуши, на пустынном берегу Оки. Живу в мире, переполненном только грезами и различными фантазиями, среди живописных березовых рощ, спокойно дремлющих в сновидении, навеянном осенними туманами». И в этом незатейливом вечернем пейзаже художнику удалось воплотить свое представление об идеальной природе. Несмотря на небольшие размеры этюда, за счет игры насыщенных оттенков зеленого создается объем кроны «дубка» и впечатление его монументальности. Ощущение текучести момента художник вносит волнообразными линиями, которыми намечает шелестящую траву. Колорит вечернего неба словно сливается с зеленью крон деревьев — таким образом автор подчеркивает единство и бесконечность природы.
Именно в Тарусе художником было создано большое количество пейзажей, здесь же он умер в возрасте 35 лет и был похоронен на высоком берегу Оки. Это место впоследствии стали называть Мусатовским косогором.
Еще в родном Саратове в 1890-е годы Борисов-Мусатов начал обучение художественному ремеслу в студии изящных искусств, затем недолго проучился в Академии художеств в Петербурге, которую был вынужден покинуть из-за неподходящего слабому здоровью климата. Позже, в Париже, посещал студию Фернана Кормона, выходцами которой были Винсент Ван Гог и Анри де Тулуз-Лотрек. И все же наиболее серьезное влияние на него оказали работы художника-символиста Пьера Пюви де Шаванна, а также французских импрессионистов.
Работы Борисова-Мусатова проникнуты тонкой красотой, одухотворенностью, поэтической фантазией. Ему удавалось создавать на своих полотнах другой, более гармоничный мир — сохранявший черты реального, но полный грез. Его вдохновляла тема человека на фоне природы, их взаимного сосуществования. Тем не менее было в его творчестве место и пейзажам. Один из них — небольшой масляный этюд «Дубок» из собрания Тарусской картинной галереи.
В Тарусе художник поселился после возвращения из Парижа и оставался здесь до самого конца. Так он писал о своем добровольном заточении: «Я сижу в самой глуши, на пустынном берегу Оки. Живу в мире, переполненном только грезами и различными фантазиями, среди живописных березовых рощ, спокойно дремлющих в сновидении, навеянном осенними туманами». И в этом незатейливом вечернем пейзаже художнику удалось воплотить свое представление об идеальной природе. Несмотря на небольшие размеры этюда, за счет игры насыщенных оттенков зеленого создается объем кроны «дубка» и впечатление его монументальности. Ощущение текучести момента художник вносит волнообразными линиями, которыми намечает шелестящую траву. Колорит вечернего неба словно сливается с зеленью крон деревьев — таким образом автор подчеркивает единство и бесконечность природы.
Именно в Тарусе художником было создано большое количество пейзажей, здесь же он умер в возрасте 35 лет и был похоронен на высоком берегу Оки. Это место впоследствии стали называть Мусатовским косогором.