Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Шедевры собрания Русского искусства»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Сидящая женщина

Время создания
1899
Размер
51,5x45 см
Техника
холст, масло
1
Открыть в приложении
#3

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870–1905) русский художник, живописец, воспевавший красоту прошлого, мастер символических изображений «дворянских гнезд». Яркий представитель стилей русский модерн и символизм.

Произведения Борисова-Мусатова наполнены грустью, печальными раздумьями, тоской по прошлому. Палитра его картин приглушенная, словно выцветшая со временем. Это усиливает общее впечатление хрупкой неземной красоты, призрачности. Живопись настолько эфемерна, что подобна музыке или поэзии. 

Летом 1894 года художник впервые посетил старинную усадьбу Слепцовка в Саратовской губернии, где написал несколько этюдов. Позже эти этюды составили картину «Гармония», одну из первых «усадебных» композиций мастера. Лето 1900 года он снова провел в Слепцовке. Это место поистине стало источником вдохновения Борисова-Мусатова. 

#5

Мусатов весь проникся тишиной русской барской деревни, он увидел то, что искал, и задумал «Гармонию». В этой картине вся жизнь его мечты и мечта его жизни. Здесь лиловые сумерки с клубящимися облаками. Здесь старый парк с белым домом. Здесь простая старая женщина в платке, старая, но еще живая. И две девушки и кавалер в старинных платьях. Они все трое молоды, но умерли давно. Старый, но живой парк и доживающая свой век старушка, и давно умершие молодые — вот живые предметы, которые будут во всех последующих картинах Мусатова.

Из эссе «Призрак минувшего сна Н.Н. Врангеля

#7
В.Э. Борисов-Мусатов. Гармония. 1900. ГТГ


«Любовь к природе была самым деятельным возбудителем творчества Мусатова. Любовь к небу, задумчивым паркам и тихим усадьбам, к аллеям лип и берез вела его к проникновенному пониманию русского пейзажа», — писал первый биограф художника В.К. Станюкович. 

Художник довольно долго искал композицию картины. Для этюда кавалера художнику позировал давний саратовский знакомый в камзоле и парике. 

Отдавшись красоте и мелодичности образов, юный маркиз самозабвенно декламирует стихи на фоне заросшего сада. Лиловато-голубоватый камзол и белый парик изящного кавалера выделяются на глубоком сине-зеленом фоне.

#6

Художник ищет образ сидящей спиной к зрителю девушки. Легкий, волнующий, неуловимый, прекрасный. В экспозиции Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского можно увидеть окончательный вариант образа девушки с картины «Гармония», прототипом которого стала сестра Елена. 

Создавая свой мир идеального прошлого и разрабатывая новую тему с явным звучанием мотива дремы и полузабытья, Виктор Эльпидифорович пришел к символизму как к собственному методу постижения мира. В самом сочетании «идеальный мир прошлого» понятие «идеальности» было гораздо важнее привязки к минувшему, весомее ощущения прошедшего времени. Лишь в поэтической задумчивости и молчании кристаллизуется одухотворенность. 

Этюд «Сидящая женщина» поступил в воронежское собрание в 1924 году из Государственного музейного фонда. Ранее находился в собрании А.А. Брокара — московского предпринимателя-парфюмера, мецената и коллекционера французского происхождения.  

#8
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Сидящая женщина

Время создания
1899
Размер
51,5x45 см
Техника
холст, масло
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%