В XVIII веке в моду вошли фамильные портретные галереи. Они создавали социально-исторический, психологический и художественный образ определенной семьи. Неотъемлемой частью русского портретного искусства XVIII — первой половины XIX века стали произведения крепостных мастеров. Именно таким мастером был Ермолай Камеженков.
Он был крепостным Тверского архиерейского дома, обучался иконописному мастерству. После этого около трех лет молодой художник учился в Петербурге в школе Гавриила Козлова. С его работами познакомилась Екатерина II, и по ее поручению художник сделал ряд копий картин из коллекции Эрмитажа. Видимо, выполненное понравилось императрице, потому что в 1785 году вышел ее указ об освобождении Ермолая Камеженкова от крепостной зависимости.
К этому времени имя живописца было широко известно в Петербурге — он писал качественные заказные портреты. В 1791–1793 годах Ермолай Камеженков побывал на военной службе, затем жил в Петербурге, в Москве, в городе Кашине, а в последние годы — в селе Забелине Тверской губернии. Все это время художник продолжал работать на заказ.
Академия художеств оценила талант и мастерство живописца: в 1787 году за «Портрет молодого человека» Ермолай Камеженков получил звание назначенного в академики, а в 1794-м ему присвоили звание академика за «Портрет почетного вольного общника Академии художеств И.-Ф. Грота». У Камеженкова-академика было много учеников, некоторые из них стали известными живописцами. Работы художника хранятся в Русском музее, Государственной Третьяковской галерее и картинной галерее Твери.
Портрет Екатерины Вадковской кисти Камеженкова является парным к хранящемуся в музее портрету ее мужа Федора Вадковского. Художник написал обе картины на заказ к их свадьбе в сентябре 1789 года.
К платью Екатерины Вадковской приколот фрейлинский шифр — так назывался золотой с бриллиантами вензель императрицы на банте, который фрейлины носили на левой стороне груди. Те, кто имел на это право, ходили в специальных придворных платьях с большим декольте и шлейфом. Титул фрейлины был почетным и выгодным: он вводил молодую девушку в придворный круг, обеспечивал выгодную партию при сватовстве, а малообеспеченной девушке гарантировал приданое от императорского двора.
Ермолай Камеженков изобразил Екатерину Вадковскую в легком газовом платье — такие ввела в моду королева Франции Мария-Антуанетта в XVIII веке. Простота стиля была обманчивой, так как только богатые женщины могли позволить себе светлые платья — им не нужно было волноваться, что они испачкаются. Так художник подчеркнул в портрете статус Вадковской.
Семья Вадковских была довольно зажиточной и известной. В исторических и искусствоведческих источниках хранятся сведения об их семейных и дружеских связях с выдающимися деятелями русской литературы, искусства и науки: Александром Пушкиным, Николаем Гоголем, Николаем Карамзиным и другими.
Он был крепостным Тверского архиерейского дома, обучался иконописному мастерству. После этого около трех лет молодой художник учился в Петербурге в школе Гавриила Козлова. С его работами познакомилась Екатерина II, и по ее поручению художник сделал ряд копий картин из коллекции Эрмитажа. Видимо, выполненное понравилось императрице, потому что в 1785 году вышел ее указ об освобождении Ермолая Камеженкова от крепостной зависимости.
К этому времени имя живописца было широко известно в Петербурге — он писал качественные заказные портреты. В 1791–1793 годах Ермолай Камеженков побывал на военной службе, затем жил в Петербурге, в Москве, в городе Кашине, а в последние годы — в селе Забелине Тверской губернии. Все это время художник продолжал работать на заказ.
Академия художеств оценила талант и мастерство живописца: в 1787 году за «Портрет молодого человека» Ермолай Камеженков получил звание назначенного в академики, а в 1794-м ему присвоили звание академика за «Портрет почетного вольного общника Академии художеств И.-Ф. Грота». У Камеженкова-академика было много учеников, некоторые из них стали известными живописцами. Работы художника хранятся в Русском музее, Государственной Третьяковской галерее и картинной галерее Твери.
Портрет Екатерины Вадковской кисти Камеженкова является парным к хранящемуся в музее портрету ее мужа Федора Вадковского. Художник написал обе картины на заказ к их свадьбе в сентябре 1789 года.
К платью Екатерины Вадковской приколот фрейлинский шифр — так назывался золотой с бриллиантами вензель императрицы на банте, который фрейлины носили на левой стороне груди. Те, кто имел на это право, ходили в специальных придворных платьях с большим декольте и шлейфом. Титул фрейлины был почетным и выгодным: он вводил молодую девушку в придворный круг, обеспечивал выгодную партию при сватовстве, а малообеспеченной девушке гарантировал приданое от императорского двора.
Ермолай Камеженков изобразил Екатерину Вадковскую в легком газовом платье — такие ввела в моду королева Франции Мария-Антуанетта в XVIII веке. Простота стиля была обманчивой, так как только богатые женщины могли позволить себе светлые платья — им не нужно было волноваться, что они испачкаются. Так художник подчеркнул в портрете статус Вадковской.
Семья Вадковских была довольно зажиточной и известной. В исторических и искусствоведческих источниках хранятся сведения об их семейных и дружеских связях с выдающимися деятелями русской литературы, искусства и науки: Александром Пушкиным, Николаем Гоголем, Николаем Карамзиным и другими.