Персона
Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович
Годы жизни: 1870—1905
#2
#3
Саратовский художник Виктор Борисов-Мусатов получал образование и в родном городе, и в Москве, и в Петербурге, и в Париже. На картинах он запечатлевал образы из уходящей дворянской жизни XIX века, прекрасных девушек, старинные парки. Творчество мастера оказало большое влияние на участников объединения «Голубая роза», в которое входили Павел Кузнецов, Мартирос Сарьян и другие известные художники.
#4
Ученик Чистякова, Поленова и Кормона
#5
Виктор Мусатов родился в Саратове в 1870 году, в семье бывших крепостных. Его родители перешли в мещанское сословие, отец служил на железной дороге. В раннем детстве Мусатов получил травму спины из-за несчастного случая, после чего у него стал расти горб и значительно ослабло здоровье.
В начале 1880-х годов он поступил в реальное училище Саратова, где с трудом осваивал точные науки, но делал успехи в рисовании. Мусатов посещал домашнюю студию живописца Василия Коновалова. Педагог посоветовал ему заниматься искусством профессионально и продолжить образование в Москве.
В 1890 году Мусатов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но вскоре разочаровался в учебной программе: он считал, что те же знания он может получить и в родном Саратове. Через год Мусатов уехал в Санкт-Петербург и стал студентом столичной Академии художеств. Именно там он впервые представился как Борисов-Мусатов: первую часть фамилии художник образовал от имени своего деда-живописца Бориса. Помимо Академии, в Петербурге Борисов-Мусатов учился в мастерской портретиста Павла Чистякова, под руководством которого оттачивал технику рисунка.
Вскоре под влиянием петербургского климата у художника обострилась болезнь. Борисов-Мусатов вернулся в Москву, в училище, где попал на курс к Василию Поленову. Студент часто участвовал в ученических выставках, а на одном из вернисажей его полотно «Майские цветы» приобрела великая княгиня Елизавета Федоровна. На вырученные деньги художник отправился в путешествие по Кавказу и Крыму, в поездке он писал местные пейзажи и привез много этюдов — подготовительных натурных работ.
В 1895 году Борисов-Мусатов отправился в Париж. Там он провел три зимы, на летние месяцы возвращаясь в Россию. Во Франции художник учился в мастерской художника Фернана Кормона, который преподавал классическую живопись и рисунок. А в музеях и галереях он знакомился с искусством признанных европейских мастеров и молодых художников.
В начале 1880-х годов он поступил в реальное училище Саратова, где с трудом осваивал точные науки, но делал успехи в рисовании. Мусатов посещал домашнюю студию живописца Василия Коновалова. Педагог посоветовал ему заниматься искусством профессионально и продолжить образование в Москве.
В 1890 году Мусатов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но вскоре разочаровался в учебной программе: он считал, что те же знания он может получить и в родном Саратове. Через год Мусатов уехал в Санкт-Петербург и стал студентом столичной Академии художеств. Именно там он впервые представился как Борисов-Мусатов: первую часть фамилии художник образовал от имени своего деда-живописца Бориса. Помимо Академии, в Петербурге Борисов-Мусатов учился в мастерской портретиста Павла Чистякова, под руководством которого оттачивал технику рисунка.
Вскоре под влиянием петербургского климата у художника обострилась болезнь. Борисов-Мусатов вернулся в Москву, в училище, где попал на курс к Василию Поленову. Студент часто участвовал в ученических выставках, а на одном из вернисажей его полотно «Майские цветы» приобрела великая княгиня Елизавета Федоровна. На вырученные деньги художник отправился в путешествие по Кавказу и Крыму, в поездке он писал местные пейзажи и привез много этюдов — подготовительных натурных работ.
В 1895 году Борисов-Мусатов отправился в Париж. Там он провел три зимы, на летние месяцы возвращаясь в Россию. Во Франции художник учился в мастерской художника Фернана Кормона, который преподавал классическую живопись и рисунок. А в музеях и галереях он знакомился с искусством признанных европейских мастеров и молодых художников.
#6
«Мусатовская дама»
#7
На лето Борисов-Мусатов всегда возвращался из Европы в Саратов, где много писал. Одной из его известных работ того периода стал портрет Елены Мусатовой, сестры художника. Полотно напоминало по колориту и дробным мазкам произведения импрессионистов: художники этого направления стремились передать разные состояния окружающего мира в его изменчивости и подвижности. А в картинах «Девушка с агавой» и «Агава» ярко проявился собственный стиль Борисова-Мусатова: художник нашел оригинальный колорит, в котором преобладали разнообразные оттенки голубого, серого и зеленого.
Из-за финансовых трудностей Борисов-Мусатов вернулся из Франции в Россию в 1898 году и поселился в Саратове. На «Автопортрете с сестрой» того же года появился образ, который стал характерным для всего его творчества — «мусатовская дама», задумчивая, мечтательная, утонченная, немного печальная девушка в старинном платье. Самого себя художник «срезал» краем холста: такой прием характерен для манеры импрессионистов. Современники посчитали необычным природный фон картины. Когда Борисова-Мусатова спросили, где он видел такие растения, он ответил:
Из-за финансовых трудностей Борисов-Мусатов вернулся из Франции в Россию в 1898 году и поселился в Саратове. На «Автопортрете с сестрой» того же года появился образ, который стал характерным для всего его творчества — «мусатовская дама», задумчивая, мечтательная, утонченная, немного печальная девушка в старинном платье. Самого себя художник «срезал» краем холста: такой прием характерен для манеры импрессионистов. Современники посчитали необычным природный фон картины. Когда Борисова-Мусатова спросили, где он видел такие растения, он ответил:
#8
В своем саду. Я писал его с точки зрения мыши. Я лег ничком на землю, и все вдруг начало казаться мне огромным и фантастическим.
#9
Художник часто бывал в имении Слепцовка неподалеку от Саратова. Под впечатлением от старинного дома с заброшенным парком он создал несколько полотен на сюжеты из дворянской жизни. Например, на картине «Осенний мотив» Борисов-Мусатов изобразил встречу девушки и молодого человека в саду.
#10
Мотивы старинной дворянской жизни
#11
Тема уходящей жизни дворянских гнезд была одной из основных в творчестве Борисова-Мусатова, ей посвящены полотна «Мотив без слов», «Гармония» и другие.
В 1901 году Борисов-Мусатов побывал в имении Зубриловка в Саратовской губернии, которое принадлежало князьям Голицыным-Прозоровским. Здесь художник написал несколько полотен. Так, на картине «Гобелен» он изобразил двух женщин в старинном парке. Борисов-Мусатов использовал особую технику пастели и темперных красок, которая имитировала шелковистый гобелен — настенный тканый ковер с узорами. Эту работу мастер представил на выставке Московского товарищества художников, где ее высоко оценили критики и публика, а художнику за нее даже присудили премию.
В 1902–1903 годах Борисов-Мусатов приезжал в Зубриловку и подолгу там жил. В имении он написал одно из самых известных своих произведений — картину «Водоем». На ней он запечатлел большой усадебный пруд, у которого часто прогуливались гости. Для полотна художнику позировали две Елены: его сестра и будущая жена.
Сам Борисов-Мусатов говорил, что на своих картинах не изображает какое-то определенное время:
В 1902–1903 годах Борисов-Мусатов приезжал в Зубриловку и подолгу там жил. В имении он написал одно из самых известных своих произведений — картину «Водоем». На ней он запечатлел большой усадебный пруд, у которого часто прогуливались гости. Для полотна художнику позировали две Елены: его сестра и будущая жена.
Сам Борисов-Мусатов говорил, что на своих картинах не изображает какое-то определенное время:
#12
Да никакая это эпоха! Это, знаете ли, просто красивая эпоха.
#13
В 1903 году Виктор Борисов-Мусатов обвенчался с художницей Еленой Александровой. В том же году он начал работу над панно «Изумрудное ожерелье». На нем он изобразил женские фигуры на фоне яркой зелени — один из своих излюбленных мотивов. Прототипом для главной героини стала Надежда Станюкович, жена историка искусств Владимира Станюковича, с которой художник дружил долгие годы.
После свадьбы Борисов-Мусатов переехал в Подольск. У него появились последователи — молодые художники, в том числе Петр Уткин и Павел Кузнецов из Саратова, затем к ним примкнули Мартирос Сарьян, Николай Крымов и другие. Позднее они образовали объединение «Голубая роза», участники которого вдохновлялись полотнами Борисова-Мусатова, его колоритом с пастельными голубыми, серыми и розовыми тонами. «Он прожил свой недолгий век в мечтах — даже не о прошлом, а о каком-то своем призрачном мире нежности и красоты», — говорил о мастере поэт Сергей Маковский.
В 1905 году Виктор Борисов-Мусатов умер в Тарусе Калужской губернии.
После свадьбы Борисов-Мусатов переехал в Подольск. У него появились последователи — молодые художники, в том числе Петр Уткин и Павел Кузнецов из Саратова, затем к ним примкнули Мартирос Сарьян, Николай Крымов и другие. Позднее они образовали объединение «Голубая роза», участники которого вдохновлялись полотнами Борисова-Мусатова, его колоритом с пастельными голубыми, серыми и розовыми тонами. «Он прожил свой недолгий век в мечтах — даже не о прошлом, а о каком-то своем призрачном мире нежности и красоты», — говорил о мастере поэт Сергей Маковский.
В 1905 году Виктор Борисов-Мусатов умер в Тарусе Калужской губернии.
#1
читать дальшескрыть