Шрифт
Цвет
Графика
Борисов-Мусатов В.Э.
Персона

Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович

Годы жизни: 1870—1905
#2

Живописец старинной дворянской жизни

#3
Саратовский художник Виктор Борисов-Мусатов получал образование и в родном городе, и в Москве, и в Петербурге, и в Париже. На картинах он запечатлевал образы из уходящей дворянской жизни XIX века, прекрасных девушек, старинные парки. Творчество мастера оказало большое влияние на участников объединения «Голубая роза», в которое входили Павел Кузнецов, Мартирос Сарьян и другие известные художники.
#4

Ученик Чистякова, Поленова и Кормона

#5
Виктор Мусатов родился в Саратове в 1870 году, в семье бывших крепостных. Его родители перешли в мещанское сословие, отец служил на железной дороге. В раннем детстве Мусатов получил травму спины из-за несчастного случая, после чего у него стал расти горб и значительно ослабло здоровье.

В начале 1880-х годов он поступил в реальное училище Саратова, где с трудом осваивал точные науки, но делал успехи в рисовании. Мусатов посещал домашнюю студию живописца Василия Коновалова. Педагог посоветовал ему заниматься искусством профессионально и продолжить образование в Москве.

В 1890 году Мусатов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но вскоре разочаровался в учебной программе: он считал, что те же знания он может получить и в родном Саратове. Через год Мусатов уехал в Санкт-Петербург и стал студентом столичной Академии художеств. Именно там он впервые представился как Борисов-Мусатов: первую часть фамилии художник образовал от имени своего деда-живописца Бориса. Помимо Академии, в Петербурге Борисов-Мусатов учился в мастерской портретиста Павла Чистякова, под руководством которого оттачивал технику рисунка.

Вскоре под влиянием петербургского климата у художника обострилась болезнь. Борисов-Мусатов вернулся в Москву, в училище, где попал на курс к Василию Поленову. Студент часто участвовал в ученических выставках, а на одном из вернисажей его полотно «Майские цветы» приобрела великая княгиня Елизавета Федоровна. На вырученные деньги художник отправился в путешествие по Кавказу и Крыму, в поездке он писал местные пейзажи и привез много этюдов — подготовительных натурных работ.

В 1895 году Борисов-Мусатов отправился в Париж. Там он провел три зимы, на летние месяцы возвращаясь в Россию. Во Франции художник учился в мастерской художника Фернана Кормона, который преподавал классическую живопись и рисунок. А в музеях и галереях он знакомился с искусством признанных европейских мастеров и молодых художников.
#6

«Мусатовская дама»

#7
На лето Борисов-Мусатов всегда возвращался из Европы в Саратов, где много писал. Одной из его известных работ того периода стал портрет Елены Мусатовой, сестры художника. Полотно напоминало по колориту и дробным мазкам произведения импрессионистов: художники этого направления стремились передать разные состояния окружающего мира в его изменчивости и подвижности. А в картинах «Девушка с агавой» и «Агава» ярко проявился собственный стиль Борисова-Мусатова: художник нашел оригинальный колорит, в котором преобладали разнообразные оттенки голубого, серого и зеленого.

Из-за финансовых трудностей Борисов-Мусатов вернулся из Франции в Россию в 1898 году и поселился в Саратове. На «Автопортрете с сестрой» того же года появился образ, который стал характерным для всего его творчества — «мусатовская дама», задумчивая, мечтательная, утонченная, немного печальная девушка в старинном платье. Самого себя художник «срезал» краем холста: такой прием характерен для манеры импрессионистов. Современники посчитали необычным природный фон картины. Когда Борисова-Мусатова спросили, где он видел такие растения, он ответил:
#8
В своем саду. Я писал его с точки зрения мыши. Я лег ничком на землю, и все вдруг начало казаться мне огромным и фантастическим.
#9
Художник часто бывал в имении Слепцовка неподалеку от Саратова. Под впечатлением от старинного дома с заброшенным парком он создал несколько полотен на сюжеты из дворянской жизни. Например, на картине «Осенний мотив» Борисов-Мусатов изобразил встречу девушки и молодого человека в саду.
#10

Мотивы старинной дворянской жизни

#11
Тема уходящей жизни дворянских гнезд была одной из основных в творчестве Борисова-Мусатова, ей посвящены полотна «Мотив без слов», «Гармония» и другие.

В 1901 году Борисов-Мусатов побывал в имении Зубриловка в Саратовской губернии, которое принадлежало князьям Голицыным-Прозоровским. Здесь художник написал несколько полотен. Так, на картине «Гобелен» он изобразил двух женщин в старинном парке. Борисов-Мусатов использовал особую технику пастели и темперных красок, которая имитировала шелковистый гобелен — настенный тканый ковер с узорами. Эту работу мастер представил на выставке Московского товарищества художников, где ее высоко оценили критики и публика, а художнику за нее даже присудили премию.

В 1902–1903 годах Борисов-Мусатов приезжал в Зубриловку и подолгу там жил. В имении он написал одно из самых известных своих произведений — картину «Водоем». На ней он запечатлел большой усадебный пруд, у которого часто прогуливались гости. Для полотна художнику позировали две Елены: его сестра и будущая жена.

Сам Борисов-Мусатов говорил, что на своих картинах не изображает какое-то определенное время:
#12
Да никакая это эпоха! Это, знаете ли, просто красивая эпоха.
#13
В 1903 году Виктор Борисов-Мусатов обвенчался с художницей Еленой Александровой. В том же году он начал работу над панно «Изумрудное ожерелье». На нем он изобразил женские фигуры на фоне яркой зелени — один из своих излюбленных мотивов. Прототипом для главной героини стала Надежда Станюкович, жена историка искусств Владимира Станюковича, с которой художник дружил долгие годы.

После свадьбы Борисов-Мусатов переехал в Подольск. У него появились последователи — молодые художники, в том числе Петр Уткин и Павел Кузнецов из Саратова, затем к ним примкнули Мартирос Сарьян, Николай Крымов и другие. Позднее они образовали объединение «Голубая роза», участники которого вдохновлялись полотнами Борисова-Мусатова, его колоритом с пастельными голубыми, серыми и розовыми тонами. «Он прожил свой недолгий век в мечтах — даже не о прошлом, а о каком-то своем призрачном мире нежности и красоты», — говорил о мастере поэт Сергей Маковский.

В 1905 году Виктор Борисов-Мусатов умер в Тарусе Калужской губернии.

читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%