В октябре 1849 года Павел Федотов (4 июля 1815 г. — 26 ноября 1852 г.) представил публике на выставке Академии художеств работу под названием «Поправка обстоятельств, или Сватовство», имевшую колоссальный успех. Впоследствии картина обзавелась и другими названиями — «Женитьба майора», «Приезд жениха», «Смотрины в купеческом доме», пока за ней не утвердилось ее нынешнее название. Полотно в собрании Таганрогского художественного музея предположительно — авторский вариант-повторение картины, выполненный в 1840–1850-х годах. В гостеприимно распахнутой гостиной богатого купеческого дома изображена сцена сватовства. У зрителей «создается невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза». На картине изображено восемь персонажей, тщательно выписанных художником.
Весь характер сцены говорит о том, что переговоры с родителями невесты были проведены свахой заранее. Представлен первый визит будущего жениха, где его, очевидно, ждали с большим нетерпением. Но, несмотря на это, в комнате царят переполох и суматоха последних приготовлений к встрече долгожданного визитера. Справа, у дверного проема, стоит приведенный свахой майор, намеренный просить руки купеческой дочери. В центральной группе персонажей — купеческая дочь (будущая невеста) и ее мать, купец же стоит позади, в углу комнаты. Сцена наполнена движением — застигнутая врасплох неожиданным появлением жениха, испуганная и растерянная дочь бросилась прочь. Мать удерживает ее за платье, чтобы предотвратить побег.
В левой части комнаты изображен стол с закусками, у которого изображены три второстепенных персонажа — кухарка, ставящая на стол кулебяку, сиделец с бутылкой вина и высунувшаяся в дверь приживалка.
Весь характер сцены говорит о том, что переговоры с родителями невесты были проведены свахой заранее. Представлен первый визит будущего жениха, где его, очевидно, ждали с большим нетерпением. Но, несмотря на это, в комнате царят переполох и суматоха последних приготовлений к встрече долгожданного визитера. Справа, у дверного проема, стоит приведенный свахой майор, намеренный просить руки купеческой дочери. В центральной группе персонажей — купеческая дочь (будущая невеста) и ее мать, купец же стоит позади, в углу комнаты. Сцена наполнена движением — застигнутая врасплох неожиданным появлением жениха, испуганная и растерянная дочь бросилась прочь. Мать удерживает ее за платье, чтобы предотвратить побег.
В левой части комнаты изображен стол с закусками, у которого изображены три второстепенных персонажа — кухарка, ставящая на стол кулебяку, сиделец с бутылкой вина и высунувшаяся в дверь приживалка.