Михаил Ларионов создал художественное объединение «Ослиный хвост» и собственное авангардистское направление в искусстве — лучизм. А еще он прославился как иллюстратор и сценограф. Вместе со своей женой Наталией Гончаровой Ларионов создавал декорации и костюмы для Русских сезонов Сергея Дягилева.
Персона
Ларионов Михаил Федорович
Годы жизни: 1881—1964
#2
#3
Детство и учеба Михаила Ларионова
#4
Михаил Ларионов родился 3 июня 1881 года в городе Тирасполе Херсонской губернии. Его отец Федор Ларионов работал военным врачом. Мать будущего художника Александра Петровская происходила из семьи землевладельцев. Филолог Владимир Полушин так описывал детство Ларионова:
#5
В 8 месяцев Миша начал ходить и говорить. С двух лет, как сам утверждал, он уже помнил себя. <…> В доме Петровских-Ларионовых часто бывало многолюдно, так как в Тирасполе жила многочисленная родня художника со стороны его матери.
#6
Когда Ларионову было 10 лет, семья переехала в Москву. Там будущий художник сначала попал в реальное училище Константина Воскресенского, а в 1898 году Ларионов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он занимался в мастерской Валентина Серова, Исаака Левитана и Константина Коровина. Здесь же Ларионов познакомился со своей будущей женой — художницей Наталией Гончаровой, с которой они прожили вместе около 60 лет.
Каждое лето Михаил Ларионов возвращался в Тирасполь, где писал пейзажи и натюрморты, среди которых «Ночь.Тирасполь». В студенческие годы он увлекался импрессионизмом, интересовался творчеством Клода Моне. На картинах Ларионов пытался запечатлеть мимолетные мгновения реальной жизни и при этом передать свои эмоции. В стиле импрессионизма художник создал картины «Куст сирени в цвету», «Розовый куст», «Сад».
Из училища Ларионова отчислили: по официальной версии, за конфликт с преподавателями, которые не поддерживали его смелые эксперименты. Однако уже в начале 1900-х молодой художник участвовал в выставках в России и за рубежом. А в 1906 году Сергей Дягилев даже пригласил его в Париж: там Ларионов представил свои работы на Осеннем салоне.
Позже художник восстановился в училище и в 1910 году получил диплом.
Каждое лето Михаил Ларионов возвращался в Тирасполь, где писал пейзажи и натюрморты, среди которых «Ночь.Тирасполь». В студенческие годы он увлекался импрессионизмом, интересовался творчеством Клода Моне. На картинах Ларионов пытался запечатлеть мимолетные мгновения реальной жизни и при этом передать свои эмоции. В стиле импрессионизма художник создал картины «Куст сирени в цвету», «Розовый куст», «Сад».
Из училища Ларионова отчислили: по официальной версии, за конфликт с преподавателями, которые не поддерживали его смелые эксперименты. Однако уже в начале 1900-х молодой художник участвовал в выставках в России и за рубежом. А в 1906 году Сергей Дягилев даже пригласил его в Париж: там Ларионов представил свои работы на Осеннем салоне.
Позже художник восстановился в училище и в 1910 году получил диплом.
#7
«Бубновый валет» и «Ослиный хвост»
#8
В 1910 году группа художников-авангардистов организовала выставку «Бубновый валет». Провокационное название придумал Михаил Ларионов: тогда «валетами» называли мошенников, а «бубновыми тузами» — каторжников. Кроме Ларионова на выставке свои картины показали Петр Кончаловский, Илья Машков, Аристарх Лентулов.
Через год художники создали одноименное объединение. Однако Михаил Ларионов к ним не присоединился. Вместе с Наталией Гончаровой он организовал собственное художественное общество — «Ослиный хвост». В выставках группы участвовали Казимир Малевич, Владимир Татлин, Марк Шагал.
В 1910-е Ларионов создал собственную художественную теорию — лучизм.Он считал, что люди на самом деле видят не сами предметы, а лишь «сумму лучей, идущих от источника света, отраженных от предмета и попавших в поле нашего зрения». Картины художника стали своеобразными, они состояли из множества цветных линий: например, полотна «Красно-синий лучизм», «Стекло», «Лучистая колбаса и скумбрия».
Через год художники создали одноименное объединение. Однако Михаил Ларионов к ним не присоединился. Вместе с Наталией Гончаровой он организовал собственное художественное общество — «Ослиный хвост». В выставках группы участвовали Казимир Малевич, Владимир Татлин, Марк Шагал.
В 1910-е Ларионов создал собственную художественную теорию — лучизм.Он считал, что люди на самом деле видят не сами предметы, а лишь «сумму лучей, идущих от источника света, отраженных от предмета и попавших в поле нашего зрения». Картины художника стали своеобразными, они состояли из множества цветных линий: например, полотна «Красно-синий лучизм», «Стекло», «Лучистая колбаса и скумбрия».
Еще Ларионов увлекался примитивизмом. Он намеренно отказывался от сложных форм и сюжетов, использовал яркие краски и четкие линии, нарушал пропорции. В таком стиле он создал работы «Офицерский парикмахер», «Отдыхающий солдат», «Весна». Художник часто изображал солдат на своих картинах. Искусствовед Глеб Поспелов писал:
#9
С солдатскими сюжетами в искусство Ларионова входила уже не только провинциальная улица, как это было в вещах предыдущих лет, но вся низовая и грубая стихия российской социальной жизни. <…> Такие мотивы могли задеть и ошарашить зрителя уже одной непосредственной связью с живой повседневностью.
#10
Михаил Ларионов создавал не только живописные полотна. Он оформлял театральные постановки и иллюстрировал книги авангардных поэтов Алексея Крученых и Велимира Хлебникова. А вместе с Наталией Гончаровой и Владимиром Маяковским снялся в фильме «Драма в кабаре футуристов № 13» Владимира Касьянова.
#11
Михаил Ларионов во Франции: художник, сценограф, хореограф
#12
В 1914 году началась Первая мировая война, и Михаила Ларионова призвали в армию. Однако вскоре он был ранен, а после — уволен со службы. В 1915 году Ларионов уехал в Париж, куда его и Гончарову пригласил Сергей Дягилев. Больше в Россию они не возвращались.
Много лет художники оформляли постановки Русских балетов — антрепризы Дягилева: «Русские сказки», «Кикимора», «Полуночное солнце». Они ездили на гастроли в Швейцарию, Испанию и Италию. Ларионов не только создавал костюмы и декорации, но и сам писал сценарии. А еще ставил хореографию для балета «Шут».
В эти годы художник писал в основном натюрморты, уличные сценки. Среди его работ этих лет — картины «Шампанское и розы», «Натюрморт с кувшином и портретом», «Весна».
Много лет художники оформляли постановки Русских балетов — антрепризы Дягилева: «Русские сказки», «Кикимора», «Полуночное солнце». Они ездили на гастроли в Швейцарию, Испанию и Италию. Ларионов не только создавал костюмы и декорации, но и сам писал сценарии. А еще ставил хореографию для балета «Шут».
В эти годы художник писал в основном натюрморты, уличные сценки. Среди его работ этих лет — картины «Шампанское и розы», «Натюрморт с кувшином и портретом», «Весна».
#13
Его обнаженные женщины только начальная ступень человеческих форм, только предисловие к ним; его девушки в саду лишь намеки на девушек в призраках сада; случайные совпадения мазков похожи на платья каких-то вчера или третьего дня припомнившихся и снова забытых лет, и краски монохромны и бесцветны, как сон.
Юрий Анненков, критик
#14
В 1929 году Сергей Дягилев умер, а Ларионов вновь начал иллюстрировать книги — французские издания произведений Владимира Маяковского и Александра Блока. Еще в эти годы художник увлекся коллекционированием: собирал книги по истории искусства, фотографии, китайскую графику.
В 1931 году Ларионов вступил в Союз деятелей русского искусства во Франции. В том же году в Париже прошла его первая персональная выставка. В 1930–40-х художник продолжал сотрудничать с театрами — Оперой-балетом Мишеля Бенуа, Русским балетом полковника де Базиля, Русским балетом Монте-Карло. Он гастролировал по США и Великобритании.
В 1950-е годы Ларионов почти не писал картин из-за болезни. В 1962 году умерла Наталия Гончарова, а художник через некоторое время женился на своем секретаре Александре Томилиной. Ей же художник завещал свои картины и работы Гончаровой.
Михаила Ларионова не стало 10 мая 1964 года. Его похоронили на кладбище в Иври-сюр-Сен недалеко от Парижа. После смерти художника Томилина завещала архив Ларионова и Гончаровой советскому правительству. В 1989–1990 годах картины и документы авангардистов попали в Третьяковскую галерею.
В 1931 году Ларионов вступил в Союз деятелей русского искусства во Франции. В том же году в Париже прошла его первая персональная выставка. В 1930–40-х художник продолжал сотрудничать с театрами — Оперой-балетом Мишеля Бенуа, Русским балетом полковника де Базиля, Русским балетом Монте-Карло. Он гастролировал по США и Великобритании.
В 1950-е годы Ларионов почти не писал картин из-за болезни. В 1962 году умерла Наталия Гончарова, а художник через некоторое время женился на своем секретаре Александре Томилиной. Ей же художник завещал свои картины и работы Гончаровой.
Михаила Ларионова не стало 10 мая 1964 года. Его похоронили на кладбище в Иври-сюр-Сен недалеко от Парижа. После смерти художника Томилина завещала архив Ларионова и Гончаровой советскому правительству. В 1989–1990 годах картины и документы авангардистов попали в Третьяковскую галерею.
#1
читать дальшескрыть