Шрифт
Цвет
Графика
Ларионов М.Ф.
Персона

Ларионов Михаил Федорович

Годы жизни: 1881—1964
#2
Михаил Ларионов создал художественное объединение «Ослиный хвост» и собственное авангардистское направление в искусстве — лучизм. А еще он прославился как иллюстратор и сценограф. Вместе со своей женой Наталией Гончаровой Ларионов создавал декорации и костюмы для Русских сезонов Сергея Дягилева.
#3

Детство и учеба Михаила Ларионова

#4
Михаил Ларионов родился 3 июня 1881 года в городе Тирасполе Херсонской губернии. Его отец Федор Ларионов работал военным врачом. Мать будущего художника Александра Петровская происходила из семьи землевладельцев. Филолог Владимир Полушин так описывал детство Ларионова:
#5
В 8 месяцев Миша начал ходить и говорить. С двух лет, как сам утверждал, он уже помнил себя. <…> В доме Петровских-Ларионовых часто бывало многолюдно, так как в Тирасполе жила многочисленная родня художника со стороны его матери.
#6
Когда Ларионову было 10 лет, семья переехала в Москву. Там будущий художник сначала попал в реальное училище Константина Воскресенского, а в 1898 году Ларионов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он занимался в мастерской Валентина Серова, Исаака Левитана и Константина Коровина. Здесь же Ларионов познакомился со своей будущей женой — художницей Наталией Гончаровой, с которой они прожили вместе около 60 лет.

Каждое лето Михаил Ларионов возвращался в Тирасполь, где писал пейзажи и натюрморты, среди которых «Ночь.Тирасполь». В студенческие годы он увлекался импрессионизмом, интересовался творчеством Клода Моне. На картинах Ларионов пытался запечатлеть мимолетные мгновения реальной жизни и при этом передать свои эмоции. В стиле импрессионизма художник создал картины «Куст сирени в цвету», «Розовый куст», «Сад».

Из училища Ларионова отчислили: по официальной версии, за конфликт с преподавателями, которые не поддерживали его смелые эксперименты. Однако уже в начале 1900-х молодой художник участвовал в выставках в России и за рубежом. А в 1906 году Сергей Дягилев даже пригласил его в Париж: там Ларионов представил свои работы на Осеннем салоне.

Позже художник восстановился в училище и в 1910 году получил диплом.
#7

«Бубновый валет» и «Ослиный хвост»

#8
В 1910 году группа художников-авангардистов организовала выставку «Бубновый валет». Провокационное название придумал Михаил Ларионов: тогда «валетами» называли мошенников, а «бубновыми тузами» — каторжников. Кроме Ларионова на выставке свои картины показали Петр Кончаловский, Илья Машков, Аристарх Лентулов.

Через год художники создали одноименное объединение. Однако Михаил Ларионов к ним не присоединился. Вместе с Наталией Гончаровой он организовал собственное художественное общество — «Ослиный хвост». В выставках группы участвовали Казимир Малевич, Владимир Татлин, Марк Шагал.

В 1910-е Ларионов создал собственную художественную теорию — лучизм.Он считал, что люди на самом деле видят не сами предметы, а лишь «сумму лучей, идущих от источника света, отраженных от предмета и попавших в поле нашего зрения». Картины художника стали своеобразными, они состояли из множества цветных линий: например, полотна «Красно-синий лучизм», «Стекло», «Лучистая колбаса и скумбрия».

Еще Ларионов увлекался примитивизмом. Он намеренно отказывался от сложных форм и сюжетов, использовал яркие краски и четкие линии, нарушал пропорции. В таком стиле он создал работы «Офицерский парикмахер», «Отдыхающий солдат», «Весна». Художник часто изображал солдат на своих картинах. Искусствовед Глеб Поспелов писал:
#9
С солдатскими сюжетами в искусство Ларионова входила уже не только провинциальная улица, как это было в вещах предыдущих лет, но вся низовая и грубая стихия российской социальной жизни. <…> Такие мотивы могли задеть и ошарашить зрителя уже одной непосредственной связью с живой повседневностью.
#10
Михаил Ларионов создавал не только живописные полотна. Он оформлял театральные постановки и иллюстрировал книги авангардных поэтов Алексея Крученых и Велимира Хлебникова. А вместе с Наталией Гончаровой и Владимиром Маяковским снялся в фильме «Драма в кабаре футуристов № 13» Владимира Касьянова.
#11

Михаил Ларионов во Франции: художник, сценограф, хореограф

#12
В 1914 году началась Первая мировая война, и Михаила Ларионова призвали в армию. Однако вскоре он был ранен, а после — уволен со службы. В 1915 году Ларионов уехал в Париж, куда его и Гончарову пригласил Сергей Дягилев. Больше в Россию они не возвращались.

Много лет художники оформляли постановки Русских балетов — антрепризы Дягилева: «Русские сказки», «Кикимора», «Полуночное солнце». Они ездили на гастроли в Швейцарию, Испанию и Италию. Ларионов не только создавал костюмы и декорации, но и сам писал сценарии. А еще ставил хореографию для балета «Шут».

В эти годы художник писал в основном натюрморты, уличные сценки. Среди его работ этих лет — картины «Шампанское и розы», «Натюрморт с кувшином и портретом», «Весна».
#13
Его обнаженные женщины только начальная ступень человеческих форм, только предисловие к ним; его девушки в саду лишь намеки на девушек в призраках сада; случайные совпадения мазков похожи на платья каких-то вчера или третьего дня припомнившихся и снова забытых лет, и краски монохромны и бесцветны, как сон.
Юрий Анненков, критик
#14
В 1929 году Сергей Дягилев умер, а Ларионов вновь начал иллюстрировать книги — французские издания произведений Владимира Маяковского и Александра Блока. Еще в эти годы художник увлекся коллекционированием: собирал книги по истории искусства, фотографии, китайскую графику.

В 1931 году Ларионов вступил в Союз деятелей русского искусства во Франции. В том же году в Париже прошла его первая персональная выставка. В 1930–40-х художник продолжал сотрудничать с театрами — Оперой-балетом Мишеля Бенуа, Русским балетом полковника де Базиля, Русским балетом Монте-Карло. Он гастролировал по США и Великобритании.

В 1950-е годы Ларионов почти не писал картин из-за болезни. В 1962 году умерла Наталия Гончарова, а художник через некоторое время женился на своем секретаре Александре Томилиной. Ей же художник завещал свои картины и работы Гончаровой.

Михаила Ларионова не стало 10 мая 1964 года. Его похоронили на кладбище в Иври-сюр-Сен недалеко от Парижа. После смерти художника Томилина завещала архив Ларионова и Гончаровой советскому правительству. В 1989–1990 годах картины и документы авангардистов попали в Третьяковскую галерею.
читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%