Михаил Ларионов (1881–1964) — родоначальником неопримитивизма — первого направления русского авангарда. Один из самых ярких и оригинальных художников начала ХХ века. Безусловный и признанный лидер, он вел за собой тех, кто так же, как и он, чувствовал несоответствие «старой» живописной традиции духу времени. Молодые художники в ускоренном темпе усвоили то, что предлагало новейшее европейское искусство. Они открыли для себя неисчерпаемые выразительные возможности русского народного творчества, городского фольклора и создали совершенно оригинальное направление в европейском искусстве.
Ларионов — организатор либо участник всех наиболее громких выставок того времени: «Бубновый валет» (1910), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913), «№ 4. Футуристы, лучисты и примитив» (1914).
Картина «Еврейская Венера» из собрания Екатеринбургского музея написана Михаилом Ларионовым в 1912 году и впервые была показана на выставке «Мишень». Эта картина принадлежит к целой серии обнаженных «Венер», задуманной художником как противопоставление классическому идеалу женской красоты в живописи. Известны «Кацапская Венера» и «Солдатская», были сделаны эскизы для Венер молдаванской, турецкой, греческой, китайской, японской, индиийской, негритянской, малороссийской и французской.
Это большие полотна с изображением обнаженных женских тел: иконография традиционная, идущая еще из Античности, возрожденная в эпоху Ренессанса и дошедшая до авангарда. Героини лежат на кровати, опираясь на высокие подушки, их взгляд направлен либо на зрителя, либо немного вбок, но ни тени стыдливости у них нет. Напротив, листок, которым прикрывается еврейская Венера, и следы от чулок на ее ногах выглядят издевкой над традицией изображения Евы. Пародией на возвышенный мифологизм являются и сами названия, поскольку ничего божественного в ларионовских дамах не заметно. Художник создает собственную интерпретацию «вечного» образа Венеры, воплощая в ней народное представление о женской красоте, поданное с веселым жизнелюбием.
Очевиден момент игры, любовно-насмешливое отношение автора, выраженные соединением лубочного сниженного образа, грубого, нарочито примитивного рисунка и артистического живописного воплощения, изысканного утонченного колорита, символизма цвета. Словно вибрирующий под кистью художника зеленый цвет фона отсылает к его многообразным значениям, в том числе к христианскому, где он символизировал вечную жизнь и цветение.
Ларионов — организатор либо участник всех наиболее громких выставок того времени: «Бубновый валет» (1910), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913), «№ 4. Футуристы, лучисты и примитив» (1914).
Картина «Еврейская Венера» из собрания Екатеринбургского музея написана Михаилом Ларионовым в 1912 году и впервые была показана на выставке «Мишень». Эта картина принадлежит к целой серии обнаженных «Венер», задуманной художником как противопоставление классическому идеалу женской красоты в живописи. Известны «Кацапская Венера» и «Солдатская», были сделаны эскизы для Венер молдаванской, турецкой, греческой, китайской, японской, индиийской, негритянской, малороссийской и французской.
Это большие полотна с изображением обнаженных женских тел: иконография традиционная, идущая еще из Античности, возрожденная в эпоху Ренессанса и дошедшая до авангарда. Героини лежат на кровати, опираясь на высокие подушки, их взгляд направлен либо на зрителя, либо немного вбок, но ни тени стыдливости у них нет. Напротив, листок, которым прикрывается еврейская Венера, и следы от чулок на ее ногах выглядят издевкой над традицией изображения Евы. Пародией на возвышенный мифологизм являются и сами названия, поскольку ничего божественного в ларионовских дамах не заметно. Художник создает собственную интерпретацию «вечного» образа Венеры, воплощая в ней народное представление о женской красоте, поданное с веселым жизнелюбием.
Очевиден момент игры, любовно-насмешливое отношение автора, выраженные соединением лубочного сниженного образа, грубого, нарочито примитивного рисунка и артистического живописного воплощения, изысканного утонченного колорита, символизма цвета. Словно вибрирующий под кистью художника зеленый цвет фона отсылает к его многообразным значениям, в том числе к христианскому, где он символизировал вечную жизнь и цветение.