Александр Николаевич родился в семье профессора архитектуры, с детства вращался в творческой и художественной среде. Творчество Бенуа художника было посвящено двум темам: Франция эпохи «короля солнца» и Петербург XVIII — начала XIX вв. А. Бенуа — один из основателей творческого объединения «Мир искусства» и учредителей одноименного журнала (1890-е — 1904).
«Служба у капеллы святой Варвары», произведение из Бретонской серии. 1905., Слева внизу: АлександръБенуа (слитно) S te Ваrbe V11-1905 (черной акварелью).
Из всех его работ в собрании Псковского музея «Служба у капеллы святой Варвары» является наиболее примечательной. Эта небольшая картина из серии работ 1905 г. написана в Бретани. В этот тихий и далекий от столичного шума регион на северо-западе Франции художник ежегодно выезжал с семьей. Местная природа всегда поражала художника: живописные просторы, насыщенный морской воздух, скалы, пещеры и гроты, необычное освещение, при котором море становится зеленым. Здесь он наслаждался природой, покоем. Уединяясь на побережье, писал много работ, запечатлевших природную красоту и колорит местной жизни. Любовь к Франции, с пустынными сельскими просторами, колорит старины всегда сопутствовал его творчеству. Он обожал Бретань, наслаждаясь почти монохромными пейзажами, залитыми зеленовато-охристыми красками. А позже свои ощущения и восприятие переносил на полотна.
«Служба у капеллы святой Варвары», произведение из Бретонской серии. 1905., Слева внизу: АлександръБенуа (слитно) S te Ваrbe V11-1905 (черной акварелью).
Из всех его работ в собрании Псковского музея «Служба у капеллы святой Варвары» является наиболее примечательной. Эта небольшая картина из серии работ 1905 г. написана в Бретани. В этот тихий и далекий от столичного шума регион на северо-западе Франции художник ежегодно выезжал с семьей. Местная природа всегда поражала художника: живописные просторы, насыщенный морской воздух, скалы, пещеры и гроты, необычное освещение, при котором море становится зеленым. Здесь он наслаждался природой, покоем. Уединяясь на побережье, писал много работ, запечатлевших природную красоту и колорит местной жизни. Любовь к Франции, с пустынными сельскими просторами, колорит старины всегда сопутствовал его творчеству. Он обожал Бретань, наслаждаясь почти монохромными пейзажами, залитыми зеленовато-охристыми красками. А позже свои ощущения и восприятие переносил на полотна.
Так и в этой картине художник повествует, о традиции без изменения сохранившейся из глубины веков. Небольшая, сложенная из камня часовня, столетия стоящая на холме, идущие в черных одеждах люди и бесконечные просторы. Жители небольшого городка из года в год в определенные часы приходили на службу, бретонки надевали черные одежды, белые чепцы, и художник мастерски сумел отразить зорко подмеченные колоритные особенности места. У зрителя возникает ассоциация с одиноким пустынным пейзажем, и он почти слышит стук деревянных башмаков по камням. Первоначально гнетущее впечатление убирается за счет расширенного пространства, это поддерживает и благородное сочетание серебристо-серых и зеленовато-бурых тонов. Графический силуэт фигур, введённый в величаво спокойное поле приморского пейзажа настраивает на философское мировосприятие.
Изображаемую тему Бенуа трактует как театральный художник и режиссер. Он использует принцип театрализации, что является отличительной чертой его творчества. Это зарисовка эпизода минувшей эпохи, но в ее интимном и частном ракурсе, увиденной человеком XX века. Тонкий и изящный колорист Бенуа создает пейзаж богатый колористическими оттенками, исполненный чувства грусти и одиночества. Для художников этого периода важен был зритель, зритель был участником созерцания.