Александр Бенуа происходил из династии художников и архитекторов. В разное время он был критиком и историком искусства, художником и книжным иллюстратором, театральным декоратором. Но больше всего он известен как основатель знаменитого художественного объединения «Мир искусства».
Персона
Бенуа Александр Николаевич
Годы жизни: 1870—1960
#3
#4
Детство и юность художника: азы творческого образования
#5
Александр Бенуа родился 3 мая 1870 года в Санкт-Петербурге, в знаменитой творческой династии. Его отец, архитектор Николай Бенуа, проектировал Гостиный двор в Петербурге, здание вокзала и Императорские конюшни в Петергофе. Мать художника, Камилла Бенуа, была дочерью архитектора Альберта Кавоса.
Азы художественного образования Александр Бенуа получал дома. Писать акварелью его учил брат Альберт, рисование и перспективу преподавал скульптор Александр Обер. Позже будущего художника отдали в гимназию Императорского человеколюбивого общества.
В юные годы на Александра Бенуа большое впечатление произвели театр и загородные царские поместья. Впоследствии и то и другое стало постоянным мотивом его творчества. Художник писал:
Азы художественного образования Александр Бенуа получал дома. Писать акварелью его учил брат Альберт, рисование и перспективу преподавал скульптор Александр Обер. Позже будущего художника отдали в гимназию Императорского человеколюбивого общества.
В юные годы на Александра Бенуа большое впечатление произвели театр и загородные царские поместья. Впоследствии и то и другое стало постоянным мотивом его творчества. Художник писал:
#12
От этих разнообразных петергофских впечатлений… вероятно, и произошел весь мой дальнейший культ Петергофа, Царского Села, Версаля.
#13
В 1885 году Бенуа поступил в частную школу Карла Мая. Там он познакомился с художником Константином Сомовым, писателем Дмитрием Философовым и пианистом Вальтером Нувелем. А еще два года спустя, в 1887-м, он попал на вечерние классы Академии художеств, но спустя четыре месяца разочаровался в учебе: подход учителей к занятиям казался ему казенным, а программа — устаревшей.
#6
Кружок самообразования и поездка во Францию
#7
После гимназии Бенуа, Философов и Нувель поступили на юридический факультет Петербургского университета. В их компанию попал и студент Сергей Дягилев — будущий знаменитый импресарио.
Александр Бенуа организовал кружок самообразования. В нем собирались люди разных профессий, они устраивали лекции, делились знаниями друг с другом. Оказалось, что большинству интересны произведения Александра Пушкина и Федора Достоевского, музыка Рихарда Вагнера, немецкие художники-романтики и прерафаэлиты. На основе этих общих интересов сложилась концептуальная основа будущего объединения «Мир искусства».
В 1894 году Бенуа окончил университет и начал писать об искусстве. За год до этого он дебютировал как художник.
В 1896 году Александр Бенуа, Константин Сомов и Леон Бакст отправились во Францию. Там они прожили два года. Бенуа интересовался импрессионизмом, экспериментировал — например, писал карандашом поверх акварели. Он много гулял по Парижу, ходил в библиотеки, ездил в старинные замки и дворцы. Именно там возникла страсть Бенуа к Версалю — еще одной важной теме его работ. Акварели «Последние прогулки Людовика XIV», которые художник создал после путешествия, принесли ему успех. Часть этого цикла купил Павел Третьяков.
Александр Бенуа организовал кружок самообразования. В нем собирались люди разных профессий, они устраивали лекции, делились знаниями друг с другом. Оказалось, что большинству интересны произведения Александра Пушкина и Федора Достоевского, музыка Рихарда Вагнера, немецкие художники-романтики и прерафаэлиты. На основе этих общих интересов сложилась концептуальная основа будущего объединения «Мир искусства».
В 1894 году Бенуа окончил университет и начал писать об искусстве. За год до этого он дебютировал как художник.
В 1896 году Александр Бенуа, Константин Сомов и Леон Бакст отправились во Францию. Там они прожили два года. Бенуа интересовался импрессионизмом, экспериментировал — например, писал карандашом поверх акварели. Он много гулял по Парижу, ходил в библиотеки, ездил в старинные замки и дворцы. Именно там возникла страсть Бенуа к Версалю — еще одной важной теме его работ. Акварели «Последние прогулки Людовика XIV», которые художник создал после путешествия, принесли ему успех. Часть этого цикла купил Павел Третьяков.
#8
«Мир искусства»
#9
Когда Бенуа вернулся в Петербург, он вместе с товарищами основал художественное объединение «Мир искусства» и одноименный журнал. К этому моменту все они разочаровались в идеях передвижников, предложили вернуться к старинному искусству и обратить внимание на малые жанры — графику, прикладное искусство, промыслы.
В 1903 году Бенуа заинтересовался графикой. Вскоре в «Мире искусства» вышли его книжные иллюстрации к «Медному всаднику» Александра Пушкина. Их назвали «идеальными». Когда журнал распался, художник продолжил работу в издательском деле, рисовал для Санкт-Петербургского общества грамотности и Общины святой Евгении. В 1904 году Бенуа создал «Азбуку в картинках» — она стала единственной его крупной работой для детей.
В 1903 году Бенуа заинтересовался графикой. Вскоре в «Мире искусства» вышли его книжные иллюстрации к «Медному всаднику» Александра Пушкина. Их назвали «идеальными». Когда журнал распался, художник продолжил работу в издательском деле, рисовал для Санкт-Петербургского общества грамотности и Общины святой Евгении. В 1904 году Бенуа создал «Азбуку в картинках» — она стала единственной его крупной работой для детей.
#10
Театральные работы, Русские сезоны, переезд во Францию
#11
Александр Бенуа снова отправился во Францию в 1905 году. Там он работал над книгами о русской живописи и коллекции Александра III, писал критические заметки об искусстве и создавал картины.
Когда художник вернулся в Петербург, он обратился к театру — оформил балет Михаила Фокина «Павильон Армиды» в Мариинском театре. Вскоре Бенуа присоединился к своему товарищу Сергею Дягилеву и Русским сезонам. В этот же период возродился «Мир искусства».
Вплоть до 1917 года Александр Бенуа поочередно жил и работал в двух странах — России и Франции. После революции пути художника и его соратников разошлись. Многие дягилевцы остались за границей в начале Первой мировой войны. Бенуа же вернулся в Советскую Россию и стал сотрудничать с новой властью. Он присоединился к Комиссии по охране памятников искусства, которой руководил Максим Горький. Бенуа осматривал Зимний дворец после штурма, помогал возобновить работу Русского музея, позже возглавил Эрмитаж. Одновременно он работал в театре и иллюстрировал книги. В 1922 году Александр Бенуа выпустил большой альбом «Версаль» — собрание акварелей и текстов к ним.
В 1926 году художник вновь уехал во Францию, где и оставался до конца жизни — более 30 лет. Там Бенуа после перерыва возобновил сотрудничество с Дягилевым, работал в антрепризе «Русский балет», пока она не закрылась. Позже художник оформлял спектакли для миланского театра Ла Скала.
В следующие десятилетия Александр Бенуа писал Петербург — так появилась серия «Воспоминания» — и иллюстрировал книги. Бенуа создал рисунки к романам «Страдания юного Вертера», «Уроки любви в парке» и «Грешница», написал 44 акварели к «Капитанской дочке» Александра Пушкина.
В последние годы жизни художник работал над мемуарами «Мои воспоминания». Он рассказывал о своих соратниках, художественной жизни начала XX столетия и важных событиях Серебряного века.
Александр Бенуа умер в Париже 9 февраля 1960 года. Его похоронили на кладбище Батиньоль.
Когда художник вернулся в Петербург, он обратился к театру — оформил балет Михаила Фокина «Павильон Армиды» в Мариинском театре. Вскоре Бенуа присоединился к своему товарищу Сергею Дягилеву и Русским сезонам. В этот же период возродился «Мир искусства».
Вплоть до 1917 года Александр Бенуа поочередно жил и работал в двух странах — России и Франции. После революции пути художника и его соратников разошлись. Многие дягилевцы остались за границей в начале Первой мировой войны. Бенуа же вернулся в Советскую Россию и стал сотрудничать с новой властью. Он присоединился к Комиссии по охране памятников искусства, которой руководил Максим Горький. Бенуа осматривал Зимний дворец после штурма, помогал возобновить работу Русского музея, позже возглавил Эрмитаж. Одновременно он работал в театре и иллюстрировал книги. В 1922 году Александр Бенуа выпустил большой альбом «Версаль» — собрание акварелей и текстов к ним.
В 1926 году художник вновь уехал во Францию, где и оставался до конца жизни — более 30 лет. Там Бенуа после перерыва возобновил сотрудничество с Дягилевым, работал в антрепризе «Русский балет», пока она не закрылась. Позже художник оформлял спектакли для миланского театра Ла Скала.
В следующие десятилетия Александр Бенуа писал Петербург — так появилась серия «Воспоминания» — и иллюстрировал книги. Бенуа создал рисунки к романам «Страдания юного Вертера», «Уроки любви в парке» и «Грешница», написал 44 акварели к «Капитанской дочке» Александра Пушкина.
В последние годы жизни художник работал над мемуарами «Мои воспоминания». Он рассказывал о своих соратниках, художественной жизни начала XX столетия и важных событиях Серебряного века.
Александр Бенуа умер в Париже 9 февраля 1960 года. Его похоронили на кладбище Батиньоль.
читать дальшескрыть