Шрифт
Цвет
Графика
Бенуа А.Н.
Персона

Бенуа Александр Николаевич

Годы жизни: 1870—1960
#3
Александр Бенуа происходил из династии художников и архитекторов. В разное время он был критиком и историком искусства, художником и книжным иллюстратором, театральным декоратором. Но больше всего он известен как основатель знаменитого художественного объединения «Мир искусства».
#4

Детство и юность художника: азы творческого образования

#5
Александр Бенуа родился 3 мая 1870 года в Санкт-Петербурге, в знаменитой творческой династии. Его отец, архитектор Николай Бенуа, проектировал Гостиный двор в Петербурге, здание вокзала и Императорские конюшни в Петергофе. Мать художника, Камилла Бенуа, была дочерью архитектора Альберта Кавоса.

Азы художественного образования Александр Бенуа получал дома. Писать акварелью его учил брат Альберт, рисование и перспективу преподавал скульптор Александр Обер. Позже будущего художника отдали в гимназию Императорского человеколюбивого общества.

В юные годы на Александра Бенуа большое впечатление произвели театр и загородные царские поместья. Впоследствии и то и другое стало постоянным мотивом его творчества. Художник писал:
#12
От этих разнообразных петергофских впечатлений… вероятно, и произошел весь мой дальнейший культ Петергофа, Царского Села, Версаля.
#13
В 1885 году Бенуа поступил в частную школу Карла Мая. Там он познакомился с художником Константином Сомовым, писателем Дмитрием Философовым и пианистом Вальтером Нувелем. А еще два года спустя, в 1887-м, он попал на вечерние классы Академии художеств, но спустя четыре месяца разочаровался в учебе: подход учителей к занятиям казался ему казенным, а программа — устаревшей.
#6

Кружок самообразования и поездка во Францию

#7
После гимназии Бенуа, Философов и Нувель поступили на юридический факультет Петербургского университета. В их компанию попал и студент Сергей Дягилев — будущий знаменитый импресарио.

Александр Бенуа организовал кружок самообразования. В нем собирались люди разных профессий, они устраивали лекции, делились знаниями друг с другом. Оказалось, что большинству интересны произведения Александра Пушкина и Федора Достоевского, музыка Рихарда Вагнера, немецкие художники-романтики и прерафаэлиты. На основе этих общих интересов сложилась концептуальная основа будущего объединения «Мир искусства».

В 1894 году Бенуа окончил университет и начал писать об искусстве. За год до этого он дебютировал как художник.

В 1896 году Александр Бенуа, Константин Сомов и Леон Бакст отправились во Францию. Там они прожили два года. Бенуа интересовался импрессионизмом, экспериментировал — например, писал карандашом поверх акварели. Он много гулял по Парижу, ходил в библиотеки, ездил в старинные замки и дворцы. Именно там возникла страсть Бенуа к Версалю — еще одной важной теме его работ. Акварели «Последние прогулки Людовика XIV», которые художник создал после путешествия, принесли ему успех. Часть этого цикла купил Павел Третьяков.
#8

«Мир искусства»

#9
Когда Бенуа вернулся в Петербург, он вместе с товарищами основал художественное объединение «Мир искусства» и одноименный журнал. К этому моменту все они разочаровались в идеях передвижников, предложили вернуться к старинному искусству и обратить внимание на малые жанры — графику, прикладное искусство, промыслы.

В 1903 году Бенуа заинтересовался графикой. Вскоре в «Мире искусства» вышли его книжные иллюстрации к «Медному всаднику» Александра Пушкина. Их назвали «идеальными». Когда журнал распался, художник продолжил работу в издательском деле, рисовал для Санкт-Петербургского общества грамотности и Общины святой Евгении. В 1904 году Бенуа создал «Азбуку в картинках» — она стала единственной его крупной работой для детей.
#10

Театральные работы, Русские сезоны, переезд во Францию

#11
Александр Бенуа снова отправился во Францию в 1905 году. Там он работал над книгами о русской живописи и коллекции Александра III, писал критические заметки об искусстве и создавал картины.

Когда художник вернулся в Петербург, он обратился к театру — оформил балет Михаила Фокина «Павильон Армиды» в Мариинском театре. Вскоре Бенуа присоединился к своему товарищу Сергею Дягилеву и Русским сезонам. В этот же период возродился «Мир искусства».

Вплоть до 1917 года Александр Бенуа поочередно жил и работал в двух странах — России и Франции. После революции пути художника и его соратников разошлись. Многие дягилевцы остались за границей в начале Первой мировой войны. Бенуа же вернулся в Советскую Россию и стал сотрудничать с новой властью. Он присоединился к Комиссии по охране памятников искусства, которой руководил Максим Горький. Бенуа осматривал Зимний дворец после штурма, помогал возобновить работу Русского музея, позже возглавил Эрмитаж. Одновременно он работал в театре и иллюстрировал книги. В 1922 году Александр Бенуа выпустил большой альбом «Версаль» — собрание акварелей и текстов к ним.

В 1926 году художник вновь уехал во Францию, где и оставался до конца жизни — более 30 лет. Там Бенуа после перерыва возобновил сотрудничество с Дягилевым, работал в антрепризе «Русский балет», пока она не закрылась. Позже художник оформлял спектакли для миланского театра Ла Скала.

В следующие десятилетия Александр Бенуа писал Петербург — так появилась серия «Воспоминания» — и иллюстрировал книги. Бенуа создал рисунки к романам «Страдания юного Вертера», «Уроки любви в парке» и «Грешница», написал 44 акварели к «Капитанской дочке» Александра Пушкина.

В последние годы жизни художник работал над мемуарами «Мои воспоминания». Он рассказывал о своих соратниках, художественной жизни начала XX столетия и важных событиях Серебряного века.

Александр Бенуа умер в Париже 9 февраля 1960 года. Его похоронили на кладбище Батиньоль.
читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%