Александр Исаакович Русаков (1898–1952) — живописец, акварелист, один из ведущих мастеров ленинградской пейзажной школы. Он принадлежал к первому поколению художников, сформировавшихся профессионально после революции.
Родился в семье земского врача. Посещал школу рисования Е.Н. Званцевой и М.И. Игнатьева, где получил первоначальное художественное образование. В 1918–1924 учился в петроградских Государственных свободных художественных мастерских — ВХУТЕМАСе — ВХУТЕИНе (Высшие художественно-технические мастерские — Высший художественно-технический институт) у Н.Н. Дубовского, Д.Н. Кардовского, О.Э. Браза.
Жил в Ленинграде и был женат на художнице Т.И. Купервассер. Первые же работы Русакова обнаружили редкий дар колориста; не менее очевидна ориентация на французскую школу (П. Сезанн, А. Матисс, А. Марке). В ранний период творчества он обращался к тематической картине, писал большие холсты с фигурами в полный рост, но эти опыты не получили дальнейшего развития. Пейзаж, портрет, натюрморт — вот излюбленные жанры художника. Он ограничивался близким миром, будь то круг родных и друзей, окрестность мастерской или предметы, что всегда под рукой. В сущности, единственным жанром, к которому тяготел Русаков, был жанр живописной лирики.
В годы войны художник оставался в Ленинграде, продолжал работать и экспонировался на блокадной выставке 1943 г. Блокадные пейзажи принадлежат к числу лучших его произведений. Первая персональная выставка художника состоялась в 1957 г., после его смерти.
Русаков принадлежит к числу ведущих представителей так называемой ленинградской школы 1920–1940-х, наряду с Н. Тырсой, Н. Лапшиным, А. Самохваловым и другими художниками. Характерными чертами его творчества являются повторяемость мотивов, камерность, лиризм, свободная, импровизационная манера письма с колористическими и пластическими обобщениями.
Неустроенный быт, бедность, отсутствие солидных заказов — было естественным для поры крутых перемен. Русаков удивительно мог улавливать сходство облика, жеста, движения, подробно передавая черты лица.
Его лучшие портреты — это обобщения, которые отличаются строгой бережностью, скупой нежностью, боязнью сказать лишнее. К таким работам относится картина, представленная в постоянной экспозиции музея, написанная в 1924 году «Портрет художницы Елены Андреевны Зазерской».