«Портрет неизвестного» из собрания Тарусской картинной галереи — одна из работ художника Сергея Константиновича Зарянко (1818–1871), снискавшего любовь публики, представителей знати и даже царской семьи мастерством своих портретов. Был вольнослушателем в Академии художеств по протекции Алексея Венецианова, первоначально создавал перспективные виды. В надежде обрести финансовую стабильность занимался исполнением образов для церквей в Москве, а также преподавал рисование.
Широкую известность художник приобрел на академической выставке 1849 года, представив два портрета — генерала Петра Ломновского и оперного певца Осипа Петрова, поразивших зрителей точной передачей сходства. Через год он получил звание профессора, а в 1856 году начал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его учениками стали Василий Перов, Владимир Маковский, Илларион Прянишников, Василий Пукирев.
Его портретам была свойственна достоверность, которая достигалась за счет тонких светотеневых моделировок, позволявших придавать изображению эффект скульптурной лепки. Ему удавалось с точностью передачи фактуры воспроизводить ткани одежд своих героев — от золотого шитья до кружев, детали элегантных аксессуаров. Его кисти принадлежит около сотни портретов, среди них — изображения членов императорской семьи.
Один из портретов — «Портрет неизвестного», совсем небольшой, представлен в этом собрании. На глубоком темном фоне изображен мужчина средних лет, сидящий вполоборота на стуле. Лицо героя изображено с фотографической точностью, передан даже покрывающий его щеки румянец, внимательный взгляд темных глаз. Детально воспроизведены предметы гардероба: мелкий орнамент галстука, тонкое шитье рубашки, драгоценный перстень, украшающий утонченную руку. Тем не менее, портретам Зарянко была свойственна именно внешняя передача образа, без углубления в психологизм. С расцветом эстетики критического реализма в живописи в 1860-е годы новые произведения Зарянко перестали пользоваться успехом у художественных критиков из-за чрезмерной натуралистичности.
Широкую известность художник приобрел на академической выставке 1849 года, представив два портрета — генерала Петра Ломновского и оперного певца Осипа Петрова, поразивших зрителей точной передачей сходства. Через год он получил звание профессора, а в 1856 году начал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его учениками стали Василий Перов, Владимир Маковский, Илларион Прянишников, Василий Пукирев.
Его портретам была свойственна достоверность, которая достигалась за счет тонких светотеневых моделировок, позволявших придавать изображению эффект скульптурной лепки. Ему удавалось с точностью передачи фактуры воспроизводить ткани одежд своих героев — от золотого шитья до кружев, детали элегантных аксессуаров. Его кисти принадлежит около сотни портретов, среди них — изображения членов императорской семьи.
Один из портретов — «Портрет неизвестного», совсем небольшой, представлен в этом собрании. На глубоком темном фоне изображен мужчина средних лет, сидящий вполоборота на стуле. Лицо героя изображено с фотографической точностью, передан даже покрывающий его щеки румянец, внимательный взгляд темных глаз. Детально воспроизведены предметы гардероба: мелкий орнамент галстука, тонкое шитье рубашки, драгоценный перстень, украшающий утонченную руку. Тем не менее, портретам Зарянко была свойственна именно внешняя передача образа, без углубления в психологизм. С расцветом эстетики критического реализма в живописи в 1860-е годы новые произведения Зарянко перестали пользоваться успехом у художественных критиков из-за чрезмерной натуралистичности.