Пейзаж «Пороги» 1845 года — картина живописца Адриана Марковича Волкова, наиболее известного своими жанровыми картинами «Обжорный ряд в Петербурге», «Прерванное обручение». Был вольнослушателем Императорской Академии художеств у Федора Антоновича Бруни в классе исторической живописи, но позже его определили в класс живописи народных сцен. Создавал также картины на библейские и мифологические темы.
Его творческое становление пришлось на период роста народного недовольства невысоким уровнем жизни, поражением в Крымской войне и неокончательными мерами по отмене крепостного права. В это же время в русской живописи возникло направление реализм, отражающее без прикрас пороки общества, тяготы нищеты, мучения больных, одиночество и безденежье вдов, корысть неравных браков. Именно его ценности воплощают известные живописные полотна Волкова.
Будучи ярким представителем «художников-шестидесятников», художник также занимался издательской деятельностью в журнале «Маляр», был автором карикатур для журнала «Искра», создавал графические пародии на современные ему литературные новинки. Его живописное наследие представлено в крупных отечественных музейных собраниях: Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, ГМИИ им. А.С. Пушкина и других.
Пейзаж «Пороги» из собрания Тарусской картинной галереи отражает влияние принципов европейского пейзажа на художника сквозь призму творчества известного русского мастера романтизма Сильвестра Щедрина. Композиция проще и естественнее, без стилизации, отсутствует симметрия, свойственная классицизму.
Период 1830–1850-х годов в русской живописи определялся как «вторая волна романтизма», которой было свойственно примирение классицистических и романтических принципов. Художник стремится передать природу в ее естественном проявлении, но очевидны некоторые неточности в ее трактовке — условное воспроизведение течения воды и дальних планов с видом на архитектурные постройки, графичное изображение деревьев. При этом теплые краски цветовой гаммы, виднеющиеся вдалеке фигуры пастуха и животных, оживляют романтический пейзаж и вносят в него ощущение завершенности.
Его творческое становление пришлось на период роста народного недовольства невысоким уровнем жизни, поражением в Крымской войне и неокончательными мерами по отмене крепостного права. В это же время в русской живописи возникло направление реализм, отражающее без прикрас пороки общества, тяготы нищеты, мучения больных, одиночество и безденежье вдов, корысть неравных браков. Именно его ценности воплощают известные живописные полотна Волкова.
Будучи ярким представителем «художников-шестидесятников», художник также занимался издательской деятельностью в журнале «Маляр», был автором карикатур для журнала «Искра», создавал графические пародии на современные ему литературные новинки. Его живописное наследие представлено в крупных отечественных музейных собраниях: Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, ГМИИ им. А.С. Пушкина и других.
Пейзаж «Пороги» из собрания Тарусской картинной галереи отражает влияние принципов европейского пейзажа на художника сквозь призму творчества известного русского мастера романтизма Сильвестра Щедрина. Композиция проще и естественнее, без стилизации, отсутствует симметрия, свойственная классицизму.
Период 1830–1850-х годов в русской живописи определялся как «вторая волна романтизма», которой было свойственно примирение классицистических и романтических принципов. Художник стремится передать природу в ее естественном проявлении, но очевидны некоторые неточности в ее трактовке — условное воспроизведение течения воды и дальних планов с видом на архитектурные постройки, графичное изображение деревьев. При этом теплые краски цветовой гаммы, виднеющиеся вдалеке фигуры пастуха и животных, оживляют романтический пейзаж и вносят в него ощущение завершенности.