Портрет Софьи Захаровны Федорченко (1880–1959) — изображение супруги Николая Петровича Ракицкого (1888–1979), советского ученого и агронома, чья коллекция легла в основу собрания Тарусской картинной галереи.
Во время Первой мировой войны Федорченко служила на фронте сестрой милосердия. В своей первой книге «Народ на войне: фронтовые записи» 1917 года она представила короткие рассказы и размышления солдат о войне, о себе, о врагах, обогащенные такими элементами солдатского фольклора, как песни про войну и частушки. Вторая часть книги вышла в 1925 году, а третья публиковалась отрывками в журналах за 1927 год. Ее труд был воспринят с восторгом не только читателями, но и писателями и литературными критиками, среди которых были Максимилиан Волошин, Максим Горький, Александр Блок. Критик-большевик Александр Воронский в своей статье называл книгу Федорченко «разительным художественным документом эпохи». Во всех положительных отзывах отмечались высокие художественные качества книги и талант писательницы. Тем не менее, когда в 1927 году она призналась, что не записывала высказывания солдат по памяти, а является полноценным автором книги, на нее обрушился шквал критики, в первую очередь от писателя Демьяна Бедного.
Несмотря на душевное потрясение вследствие обрушившихся нападок, Федорченко продолжила литературную карьеру и посвятила себя детской литературе — созданию детских книг, написанию загадок и потешек. В 1950–1960-е годы создавала роман-трилогию «Павел Семигоров», повествующий о жизни в период пугачевщины.
С 1926 года супруги поселились в Тарусе. Здесь вокруг собственного дома Ракицкий создал сад-дендрарий с акклиматизированными деревьями и кустарниками.
Автор портрета Федорченко из собрания галереи не установлен, известна только его фамилия — Козлов. На портрете модель изображена почти в полный рост, лицо развернуто в три четверти, а фигура представлена в профиль. Особое внимание художник уделяет воспроизведению ее изысканного туалета: широкополой шляпы, украшенной белыми страусиными перьями, муфты, декору рукава, цветовому сочетанию предметов одежды. Использована нежная приглушенная колористическая гамма, воссозданная в пастельной технике. Выразительно прорисованы черты лица героини, отражен ее глубокий умный взгляд, несколько воспаленный, — писательница страдала от неврастении, и в 1925 году ее консультировал Михаил Булгаков. Этот портрет воплощает черты, характерные для портрета эпохи модерна, ассоциируется с графикой Льва Бакста и Валентина Серова того же периода.
Во время Первой мировой войны Федорченко служила на фронте сестрой милосердия. В своей первой книге «Народ на войне: фронтовые записи» 1917 года она представила короткие рассказы и размышления солдат о войне, о себе, о врагах, обогащенные такими элементами солдатского фольклора, как песни про войну и частушки. Вторая часть книги вышла в 1925 году, а третья публиковалась отрывками в журналах за 1927 год. Ее труд был воспринят с восторгом не только читателями, но и писателями и литературными критиками, среди которых были Максимилиан Волошин, Максим Горький, Александр Блок. Критик-большевик Александр Воронский в своей статье называл книгу Федорченко «разительным художественным документом эпохи». Во всех положительных отзывах отмечались высокие художественные качества книги и талант писательницы. Тем не менее, когда в 1927 году она призналась, что не записывала высказывания солдат по памяти, а является полноценным автором книги, на нее обрушился шквал критики, в первую очередь от писателя Демьяна Бедного.
Несмотря на душевное потрясение вследствие обрушившихся нападок, Федорченко продолжила литературную карьеру и посвятила себя детской литературе — созданию детских книг, написанию загадок и потешек. В 1950–1960-е годы создавала роман-трилогию «Павел Семигоров», повествующий о жизни в период пугачевщины.
С 1926 года супруги поселились в Тарусе. Здесь вокруг собственного дома Ракицкий создал сад-дендрарий с акклиматизированными деревьями и кустарниками.
Автор портрета Федорченко из собрания галереи не установлен, известна только его фамилия — Козлов. На портрете модель изображена почти в полный рост, лицо развернуто в три четверти, а фигура представлена в профиль. Особое внимание художник уделяет воспроизведению ее изысканного туалета: широкополой шляпы, украшенной белыми страусиными перьями, муфты, декору рукава, цветовому сочетанию предметов одежды. Использована нежная приглушенная колористическая гамма, воссозданная в пастельной технике. Выразительно прорисованы черты лица героини, отражен ее глубокий умный взгляд, несколько воспаленный, — писательница страдала от неврастении, и в 1925 году ее консультировал Михаил Булгаков. Этот портрет воплощает черты, характерные для портрета эпохи модерна, ассоциируется с графикой Льва Бакста и Валентина Серова того же периода.