Сергей Зарянко родился в Могилевской губернии в семье крепостных крестьян князя Любомирского. Его отец получил вольную и вместе с семьей переехал в Санкт-Петербург, где работал у князя Александра Голицына. В 1934 году Сергей Зарянко посещал Императорскую Академию художеств в качестве вольного слушателя и обучался под руководством пейзажиста Максима Воробьева. Одновременно он учился у Алексея Венецианова, что повлияло на выбор тематики его первых произведений.
В ранний период творчества Сергей Зарянко писал интерьеры, за картину «Зал Училища правоведения с группами учителей и воспитанников» художник получил большую серебряную медаль. Современники отмечали его уверенное владение перспективой, достоверную передачу освещения и точное изображение деталей.
В 1838 году Сергей Зарянко получил звание неклассного, или свободного, художника. В 1843-м «за искусство и познания в живописном перспективном художестве» ему присвоили звание академика, а в 1850 году он стал профессором исторической и портретной живописи.
Художник преподавал во многих учебных заведениях: Александровском сиротском институте, Московском дворцовом архитектурном училище, Московском училище живописи, ваяния и зодчества. У него учились такие художники, как Василий Перов, Василий Пукирев, Илларион Прянишников и Владимир Маковский. Зарянко написал несколько трудов по теории искусства и методике преподавания.
Основную славу художнику принесли написанные им портреты. При изображении моделей мастер добивался точного сходства, поэтому картины производили на современников большое впечатление и Сергею Зарянко поступало много заказов. Живописец умело передавал фактуру тканей и аксессуаров. С 1865 по 1870 год Зарянко работал над портретами членов царской фамилии для «Романовской галереи» в Эрмитаже.
«Портрет мальчика», хранящийся в музее, потребовал атрибуции для установления личности, изображенной на картине. Изучив историю портрета, специалисты определили, что на нем Сергей Зарянко изобразил наследника русского престола цесаревича Николая Александровича.
Картина художника относится к театрально-этнографическому, или костюмированному, портрету. На «Портрете мальчика» цесаревич Николай Александрович одет в купеческий костюм. За эту работу художника наградили бриллиантовым перстнем.
Николай Александрович, старший и любимый сын императора Александра II, по мнению современников, обладал всеми необходимыми качествами хорошего правителя. Его жизнь оборвалась внезапно: в 1865 году он умер в Ницце от туберкулезного менингита.
В ранний период творчества Сергей Зарянко писал интерьеры, за картину «Зал Училища правоведения с группами учителей и воспитанников» художник получил большую серебряную медаль. Современники отмечали его уверенное владение перспективой, достоверную передачу освещения и точное изображение деталей.
В 1838 году Сергей Зарянко получил звание неклассного, или свободного, художника. В 1843-м «за искусство и познания в живописном перспективном художестве» ему присвоили звание академика, а в 1850 году он стал профессором исторической и портретной живописи.
Художник преподавал во многих учебных заведениях: Александровском сиротском институте, Московском дворцовом архитектурном училище, Московском училище живописи, ваяния и зодчества. У него учились такие художники, как Василий Перов, Василий Пукирев, Илларион Прянишников и Владимир Маковский. Зарянко написал несколько трудов по теории искусства и методике преподавания.
Основную славу художнику принесли написанные им портреты. При изображении моделей мастер добивался точного сходства, поэтому картины производили на современников большое впечатление и Сергею Зарянко поступало много заказов. Живописец умело передавал фактуру тканей и аксессуаров. С 1865 по 1870 год Зарянко работал над портретами членов царской фамилии для «Романовской галереи» в Эрмитаже.
«Портрет мальчика», хранящийся в музее, потребовал атрибуции для установления личности, изображенной на картине. Изучив историю портрета, специалисты определили, что на нем Сергей Зарянко изобразил наследника русского престола цесаревича Николая Александровича.
Картина художника относится к театрально-этнографическому, или костюмированному, портрету. На «Портрете мальчика» цесаревич Николай Александрович одет в купеческий костюм. За эту работу художника наградили бриллиантовым перстнем.
Николай Александрович, старший и любимый сын императора Александра II, по мнению современников, обладал всеми необходимыми качествами хорошего правителя. Его жизнь оборвалась внезапно: в 1865 году он умер в Ницце от туберкулезного менингита.