Иоганн Баптист Лампи Старший — австрийский живописец, график, миниатюрист, мастер парадного портрета. Художник отучился в Зальцбурге, в 1773–1780 годах работал в Вене, Вероне и Тренто, в 1788–1791-м — в Варшаве, а в 1792–1797-м — в Петербурге. В 1786 году Лампи стал профессором Академии художеств в Вене. Художник известен как автор парадных портретов, выполненных в жанре классицизма.
В России Лампи провел шесть лет. Екатерина II и Павел I оказывали ему покровительство, он был любимым придворным художником и портретировал всех особ царской фамилии и многих русских сановников. Среди них были князья Платон Зубов и Николай Юсупов, графы Алексей Мусин-Пушкин и Петр Завадовский, первый русский генерал Петр Мелиссино и многие другие.
Лампи Старший постоянно находил выгодные заказы и покровителей. И в России, и в Австрии за ним закрепилась слава модного живописца, с легкостью выполнявшего многочисленные и щедро оплачиваемые работы. По словам современников, успех художника был настолько значителен, что при русском и австрийском дворах не было ни одного аристократа или сановника, чей портрет бы он не написал. По замечанию искусствоведа Эриха Голлербаха, Лампи сумел «в обобщенной характеристике запечатлеть современный ему тип людей, некое коллективное лицо русской аристократии Екатерининского времени».
Центральное место в творчестве художника занимали парадные и полупарадные портреты. При их написании ему удавалось эффектно поставить натуру и приукрасить ее без значительного ущерба для сходства с действительностью.
«Портрет императрицы Марии Федоровны» — один из лучших образцов мастерства Лампи Старшего. На нем художник изобразил 35-летнюю супругу Павла I в полный рост. Мария Федоровна стоит на фоне условного пейзажа, у стола со скульптурным портретом мужа.
На бронзовом пюпитре лежит лист с рисунком детей императрицы, который она придерживает рукой. В другой руке Мария Федоровна держит вставку с грифельным карандашом. Все указывает на то, что это портрет художницы, демонстрирующей зрителю свою работу. Императрица действительно любила рисовать, в том числе и своих детей.
Особенности живописной манеры Иоганна Баптиста Лампи заключались в том, что насыщенные цвета картин художник делал нежными и приглушенными. Он использовал плавные мазки, которые смягчали переходы между оттенками и контраст между тенью и светом. Эта техника сделала Лампи Старшего одним из лучших мастеров среди портретистов своего времени.
В России Лампи провел шесть лет. Екатерина II и Павел I оказывали ему покровительство, он был любимым придворным художником и портретировал всех особ царской фамилии и многих русских сановников. Среди них были князья Платон Зубов и Николай Юсупов, графы Алексей Мусин-Пушкин и Петр Завадовский, первый русский генерал Петр Мелиссино и многие другие.
Лампи Старший постоянно находил выгодные заказы и покровителей. И в России, и в Австрии за ним закрепилась слава модного живописца, с легкостью выполнявшего многочисленные и щедро оплачиваемые работы. По словам современников, успех художника был настолько значителен, что при русском и австрийском дворах не было ни одного аристократа или сановника, чей портрет бы он не написал. По замечанию искусствоведа Эриха Голлербаха, Лампи сумел «в обобщенной характеристике запечатлеть современный ему тип людей, некое коллективное лицо русской аристократии Екатерининского времени».
Центральное место в творчестве художника занимали парадные и полупарадные портреты. При их написании ему удавалось эффектно поставить натуру и приукрасить ее без значительного ущерба для сходства с действительностью.
«Портрет императрицы Марии Федоровны» — один из лучших образцов мастерства Лампи Старшего. На нем художник изобразил 35-летнюю супругу Павла I в полный рост. Мария Федоровна стоит на фоне условного пейзажа, у стола со скульптурным портретом мужа.
На бронзовом пюпитре лежит лист с рисунком детей императрицы, который она придерживает рукой. В другой руке Мария Федоровна держит вставку с грифельным карандашом. Все указывает на то, что это портрет художницы, демонстрирующей зрителю свою работу. Императрица действительно любила рисовать, в том числе и своих детей.
Особенности живописной манеры Иоганна Баптиста Лампи заключались в том, что насыщенные цвета картин художник делал нежными и приглушенными. Он использовал плавные мазки, которые смягчали переходы между оттенками и контраст между тенью и светом. Эта техника сделала Лампи Старшего одним из лучших мастеров среди портретистов своего времени.