В конце 1850-х—начале 1860-х годов отечественное искусство переживает очередной перелом. В этот раз изменения вызваны процессом либерализации массового сознания, начавшегося из-за кардинальной смены социально-политической обстановки.
Ключевыми тематиками искусства в это время становится человеческая жизнь, демонстрация социальной несправедливости, очарование природы родного края. Такое количество тем приводит к одновременному развитию всех направлений живописи: портрета, пейзажа, жанровых картин.
Духовность человека, его индивидуальность, достоинство и моральные качества — вот главные идеи произведений русских портретистов, взаимодействующих с Товариществом передвижных художественных выставок. Эта организация возникла в 1863 году со знаменитого сопротивления «четырнадцати» и организовывала выставки до 1923 года. В Товарищество передвижников вошли многие прогрессивные живописцы, склонявшиеся в своих творениях к реализму и народности.
Одним из создателей этой организации был Николай Николаевич Ге, родившийся в 1831 году. Он получил широкую известность благодаря циклу работ на сюжеты из Евангелия. Художник внес серьезный вклад в жанр реалистического портрета ХIХ века и создал целый ряд выдающихся полотен в этом жанре.
В «Портрете доктора Краузе» Николай Ге воплотил образ интеллигентного человека с богатым внутренним миром. Вильгельм Краузе, годы жизни которого неизвестны, был выдающимся хирургом, одним из родоначальников целого поколения немецких медиков. Живописец познакомился с ним во Флоренции, где жил, начиная с 1860 года, переехав из Рима. Тогда же он написал эту картину.
По стилю исполнения этот портрет напоминает работы Карла Павловича Брюллова. Его произведениям также присущ особый колорит, работающий на контрасте насыщенного красного и черного цветов, активное выделение светом рук и лица.
Картины православной тематики Николая Ге, в отличие от других его работ, не были приняты зрителями из-за их специфики. Художник умер в 1894 году, когда его творчество подвергалось травле со стороны критиков. Впрочем, сам живописец относился к неприятию своих произведений спокойно, будучи под сильным влиянием учений Льва Толстого.
«Портрет доктора Краузе» находится в коллекции Башкирского художественного музея с 1929 года. Он был передан из Государственного Русского музея вместе с другими картинами благодаря усилиям Михаила Васильевича Нестерова, заботившегося о пополнении музейного собрания.
Ключевыми тематиками искусства в это время становится человеческая жизнь, демонстрация социальной несправедливости, очарование природы родного края. Такое количество тем приводит к одновременному развитию всех направлений живописи: портрета, пейзажа, жанровых картин.
Духовность человека, его индивидуальность, достоинство и моральные качества — вот главные идеи произведений русских портретистов, взаимодействующих с Товариществом передвижных художественных выставок. Эта организация возникла в 1863 году со знаменитого сопротивления «четырнадцати» и организовывала выставки до 1923 года. В Товарищество передвижников вошли многие прогрессивные живописцы, склонявшиеся в своих творениях к реализму и народности.
Одним из создателей этой организации был Николай Николаевич Ге, родившийся в 1831 году. Он получил широкую известность благодаря циклу работ на сюжеты из Евангелия. Художник внес серьезный вклад в жанр реалистического портрета ХIХ века и создал целый ряд выдающихся полотен в этом жанре.
В «Портрете доктора Краузе» Николай Ге воплотил образ интеллигентного человека с богатым внутренним миром. Вильгельм Краузе, годы жизни которого неизвестны, был выдающимся хирургом, одним из родоначальников целого поколения немецких медиков. Живописец познакомился с ним во Флоренции, где жил, начиная с 1860 года, переехав из Рима. Тогда же он написал эту картину.
По стилю исполнения этот портрет напоминает работы Карла Павловича Брюллова. Его произведениям также присущ особый колорит, работающий на контрасте насыщенного красного и черного цветов, активное выделение светом рук и лица.
Картины православной тематики Николая Ге, в отличие от других его работ, не были приняты зрителями из-за их специфики. Художник умер в 1894 году, когда его творчество подвергалось травле со стороны критиков. Впрочем, сам живописец относился к неприятию своих произведений спокойно, будучи под сильным влиянием учений Льва Толстого.
«Портрет доктора Краузе» находится в коллекции Башкирского художественного музея с 1929 года. Он был передан из Государственного Русского музея вместе с другими картинами благодаря усилиям Михаила Васильевича Нестерова, заботившегося о пополнении музейного собрания.