«Гвоздем» Первой выставки Товарищества передвижников, состоявшейся в Петербурге в 1871 году, стала картина Николая Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе».
Петр I допрашивает царевича Алексея
Время создания
1872
Размер
134,5x173 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
5
Открыть в приложении#1
Николай Ге
Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе. 1872
#2
#4
Ге царит решительно. На всех его картина произвела ошеломляющее впечатление…
писал Иван Крамской
#3
Под впечатлением находился и Александр II. Он пожелал приобрести картину для галереи Эрмитажа. Но так как художник уже пообещал ее Павлу Третьякову, для императора ему пришлось сделать авторское повторение.
В 1897 году в составе дара Николая II эта картина поступила в Русский музей.
#10
Ге обратился к одному из самых трагических эпизодов русской истории XVIII века.
#5
Царевич Алексей Петрович, старший сын Петра I от его первой жены Евдокии Лопухиной, мало сочувствовал деятельности отца и, зная о масштабах недовольства ею, по-видимому, не исключал возможность политического переворота.
В 1717 году из-за обострившегося конфликта с Петром, намеревавшимся отстранить Алексея от наследования, царевич тайно бежал в Вену, где вел переговоры с австрийцами и шведами об интервенции в Россию.
Алексея удалось вернуть на родину хитростью, угрозами и обещанием простить.
Проведенное следствие показало: государственная измена налицо.
Царевич был предан суду и осужден к смерти.
Во всей этой истории, однако, осталось много загадок и недоговоренностей.
Иоганн Таннауер. Портрет царевича Алексея Петровича. 1710-х (?). ГРМ
#6
Художник попытался воссоздать в картине психологическую остроту драмы. Основа изображенной сцены — молчаливый диалог двух героев.
Допрос Петром I царевича Алексея завершен. Приговор — смертная казнь — подписан.
На слетевший со стола под сильным росчерком царя лист документа, как перст судьбы, указывает край тяжелого ковра.
Усилием воли Петр сдерживает бурю чувств, одолевающих его душу.
Государь-реформатор, отправляющий на казнь преступника, уличенного в измене Родине, одерживает победу над страдающим отцом, теряющим своего сына.
#11
Поник головой царевич, опущены долу глаза, безжизненно упали руки.
Но он не бессильная жертва. В его упрямстве, пассивном, но твердом нежелании подчинится отеческой воле, в его отказе приспособиться к новым временам — несомненное мужество.
Он — противник Петра Великого.
#12
В своей картине Ге как бы раздвигает рамки банальной проблематики спора старого и молодого поколений, подчеркивая непримиримый антагонизм между прежней боярской Русью и новой петровской Россией.
#7
#8
Стремясь к передаче исторической правды, Ге обращался к документам, которые с большим трудом находил в архивах и в Императорской публичной библиотеке, пересмотрел и изучил в Эрмитаже все живописные и графические портреты Петра I и царевича Алексея.
Во дворце Монплезир (Петергоф) Ге подолгу рассматривал покои царя, его личные вещи и одежду. Но писал все по памяти.
#9
Я в голове, в памяти принес домой весь фон картины, с камином, с карнизами, с четырьмя картинами голландской школы, со стульями, полом и освещением…
Николай Ге
#13
Государственный Русский музей
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Петр I допрашивает царевича Алексея
Время создания
1872
Размер
134,5x173 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
5
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться