В 1910–1912 годах композитор и этнограф Андрей Викторович Анохин (1869–1931) совершил путешествие по Алтаю, чтобы изучить культурные и бытовые особенности средне- и восточноазиатских народов. Его «Материалы по шаманству» (1924) до нынешнего времени остаются наиболее полным исследованием этой темы. Для мастера-реставратора Александра Ильича Гнездилова они послужили важным источником при работе над восстановлением аутентичных музыкальных инструментов.
Шаманская колотушка-орба обычно фигурирует в комплекте с бубном. Перед началом камлания бубен с изображением своих духов-слуг (теси) шаман нагревал над огнем. Затем ударял колотушкой по мембране и по гулу и бряцанию подвесок узнавал, какой ответ принесли ему теси.
Однако орба — самодостаточный атрибут, который шаман обретал или получал в наследство, а затем нередко использовал независимо от бубна как жезл или предмет для гадания. Совершив обряд, кам кидал колотушку в сторону каждого из присутствующих; хорошим знаком считалось, если она падала мехом вниз. В противном случае кам просил помощи для человека, отмеченного дурным знаком, и трижды кидал орбу нужной стороной в его подол, отводя беду. В обряде исцеления шаман оглаживал колотушкой больного.
Ранние колотушки представляли собой обмотанную лоскутами или заячьей шкурой деревянную «рогатку» с тремя-пятью ответвлениями. Позднее основу стали делать определенной формы и обтягивать камусом марала, самца косули, козла или барана.
Для изготовления сакральных атрибутов брали древесину березы — дерева, посвященного демиургу Ульгеню. Перед тем как срубить дерево, у него просили прощения, кропили молоком и украшали его белыми лентами. На орбу надевали металлические кольца или монеты с проделанными в них отверстиями. Чаще всего таких колец было девять, по числу дочерей Ульгеня.
В отверстие на конце колотушки, предназначенное для держания, продевали ремешок, завязывали его петлей, часто украшали лентами или жгутами. Во время камлания шаман накидывал петлю на кисть руки, чтобы не выронить орбу.
В отдельных случаях вместо специально сделанных колотушек шаманы использовали их заменители, над которыми проводили необходимые обряды, например платок или звериную лапу. На такие меры шли камы в годы советской власти, когда хранение религиозной, в том числе шаманской атрибутики предусматривало строгие санкции.