Икили — алтайский народный музыкальный инструмент из числа созданных Александром Ильичом Гнездиловым.
Одна из легенд о происхождении икили рассказывает о юноше, забредшем в пещеру и получившем инструмент от обитавшего в ней духа. Вернувшись домой, юноша обнаружил, что, пока он общался с духом в пещере, снаружи, во внешнем мире, прошло много лет. Юноша стал странником-сказителем.
На икили играют только мужчины — сидя со скрещенными ногами на ковре, поставив инструмент на левое колено или слегка наклонив его влево и прижав обоими коленями. Смычок исполнители держат по-разному, в зависимости от личных навыков. Исконно икили применялся для аккомпанемента напевов, наигрышей, народных песен и несложных пьес. Пальцами левой руки при этом исполнялись морденты, трели и другие приемы орнаментики.
Этот инструмент с квартовым строем напоминает топшур, но выше по диапазону, с тонким удлиненным грифом и высокой подставкой для струн.
Традиционно корпус икили мастерили из кедра или лиственницы, причем выбирали дерево, росшее в тени, в низине, потому что его древесина отличается большей плотностью. Чтобы избежать растрескивания, сырье несколько часов вываривали в кипятке, выпаривали смолу и затем тщательно просушивали. Кожу для деки натягивали на корпус после вымачивания еще сырой и подсушивали над огнем: материал должен был прокоптиться дымом.
Лучковый смычок делали из ивового или черемухового прута с натянутым скрученным конским волосом. Для лучшего звучания смычок натирали кедровой или лиственничной смолой. Натяжная колодка на инструменте отсутствует, и ослабевший волос музыкант просто подтягивал пальцами ведущей руки.
Александр Ильич Гнездилов изготовил свои первые икили в начале 1990-х годов. Усовершенствовав технологию, мастер сумел повысить звуковые качества инструмента, поэтому представленный образец может служить не только аккомпанирующим, но и солирующим «голосом». Выдающийся кайчи (народный алтайский поэт, исполнитель эпических произведений) Ногон Шумаров высоко оценил эту работу.