Блокфлейта была известна человеку еще в доисторические времена. Одним из ее древнейших аналогов считается латиноамериканская кена, известная народу инков. По сути, этот деревянный духовой инструмент — прямой потомок свистка, усовершенствованный за счет отверстий для пальцев и возможности таким образом варьировать тональность.
В XIV столетии этот инструмент с негромким мелодичным звучанием был популярен среди бродячих музыкантов на территории современных Англии, Германии, Нидерландов, Польши: его использовали как музыкальное сопровождение для песен. В эпоху Ренессанса блокфлейта оставалась востребована в народном музыкальном творчестве, тогда же для нее появились нотные записи.
В эпоху барокко (XVI–XVII века) блокфлейту модернизировали, получив так называемую барочную флейту. Специально для нее создавали сонаты, оперы и оратории Антонио Вивальди, Георг Фридрих Гендель, Алессандро Скарлатти, Иоганн Себастьян Бах.
В XVIII веке блокфлейта уступила место флейте поперечной как более звучной, с более богатым диапазоном; многие сочинения были переписаны под последнюю. Только в первой половине XX столетия популярность старинного инструмента снова начала расти.
На сегодняшний день блокфлейта, как правило, не звучит в классических концертных произведениях, однако применяется достаточно широко. На ней учат играть в музыкальных школах, ее используют в поп- и рок-композициях.
При изготовлении этих инструментов традиционно использовали древесину самшита, груши, сливы; наиболее доступные модели чаще делались из клена, профессиональные — из красного дерева.
Представленная блокфлейта-альт, или флейта treble, воспроизводит полный хроматический звукоряд, ее отличает насыщенное звучание, способность передать гамму оттенков от «фа» первой до «соль» третьей октавы (строй F).
В 1980-е годы этот инструмент, как и другие барочные, приобрело Барнаульское музыкальное училище для обучения и концертной деятельности студентов. Она звучала на концертах ансамбля Ars longa под руководством флейтиста Владимира Николаевича Анисимова.