Большой удачей для музейного собрания явилось приобретение в 1982 г. полотна Константина Алексеевича Коровина «Натюрморт с синей вазой». Картина была создана в 1922 г. на даче художника в деревне Охотино Переславского уезда Владимирской губернии (ныне Ярославская обл.) накануне его эмиграции за границу. В 1897 г. Коровин приобрел у своего друга и покровителя С.И. Мамонтова землю в пустоши Ратухино во Владимирской губернии на берегу реки Нерль. В деревне Охотино была построена просторная мастерская с двумя жилыми комнатами, а затем второй зимний домик с большой верандой.
Натюрморт с синей вазой
Время создания
1922
Размер
120x88 см
Техника
холст, масло
Выставка
16
Открыть в приложении#2
#3
К этому времени уже сложилась узнаваемая манера живописно-пластического языка К.А. Коровина. Обладая великолепным тональным чутьем, он творил только цветом, манера письма стала свободной, широкой и поистине виртуозной. Константин Алексеевич стал основоположником «русского варианта» импрессионизма, который оказался для художника формой, соответствующей внутреннему мироощущению. Душевные импульсы побуждали руку художника двигаться легко, а глаз сразу находил нужные и точные цветовые сочетания, выражая искренний восторг перед жизнью. Бесценный опыт европейского искусства будоражил творческий поиск, он стремился сделать так «чтобы выходила не живопись, а музыка».
#21
Коровин К.А. Двое в креслах. Этюд. 1921 г. Картон, масло. 32×62 см. Собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника
#22
Когда же его спрашивали, какого направления он придерживается в искусстве, мастер искренне отвечал:
#23
… я далек вообще всякого «изма». Я певец природы, суть моих картин выявление Красоты и Радости жизни.
#17
На гурзуфской даче К.А. Коровин бывал весной, на юге он создавал многочисленные натюрморты, которые передавали великолепие природы с возвышенным настроением. Свой северный уголок — дачу-мастерскую на Нерли он всегда называл «раем» и проводил здесь большую часть лета. В Охотино он писал пейзажи, иногда натюрморты, которые легко узнаются по вазам с одинаковым декором.
#5
Именно в Охотине возникает в творчестве художника особый жанр, получивший название «ноктюрн». На картинах появлялись прекрасные, задумчивые дамы, беседующие или поющие под гитару. Как правило, персонажи изображались на террасах.
#18
В 1905 г. значительную часть имения у деревни Ратухино он продал другу и единомышленнику Федору Ивановичу Шаляпину. По плану и рисунку Коровина Шаляпиным был построен большой деревянный дом в русском стиле. Художник и певец много времени проводили вместе, гуляли в окрестностях, говорили об искусстве.
#19
Шаляпин Ф.И. в русском народном костюме. 1911–1912 гг. Фотобумага, фотопечать. 13,5×9 см. Собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника
#7
Фрагмент интерьера столовой дачи Ф.И. Шаляпина в деревне Ратухино. Начало XX в. Фотобумага, фотопечать. 13×8,2 см. Собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника
На фотографии, переданной в музей Бедросовым Минаем Гавриловичем, поверенным в делах Шаляпина Ф.И. и основателем «Малой студии» (в дальнейшем студии им. Ф.И. Шаляпина), певец изображен в Ратухино во время репетиции партии кузнеца Еремки из оперы А.Н. Серова «Вражья сила» (по пьесе А.Н. Островского «Не так живи, как хочется»).
От частного лица, родственника артиста Мариинского театра, работавшего вместе с Ф.И. Шаляпиным, в музей поступила фотография фрагмента интерьера дачи певца.
#24
Дом Константина Коровина в Охотино был очень скромным. С 1918 г. художник был занесен в список помещиков Переяславского уезда Владимирской губернии. В описи имущества опечатанного имения перечислена нехитрая собственность Коровина: «дом деревянный, сарай каретный и конюшня, крытые деревом, погреб, кровать железная с матрасом, 3 стола, 5 стульев, самовар легкой меди, маленькие часы в виде будильника, медный чайник, лодка ялик».
#9
В 1922 г. Особый комитет заграничных артистических турне художественных выставок командировал К.А. Коровина за границу «для устройства выставки картин своей кисти, с отчислением процентов с нее на борьбу с последствиями голода на срок 6 месяцев». На время этой поездки все его имущество, находящееся в деревне Охотино, должно было оставаться неприкосновенным до его возвращения.
#10
Коровин К.А. Париж. Сен-Дени. Этюд. 1934 г.
Бумага, масло. 10×23 см. Собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника
Но художнику не суждено было вернуться на родину, он остался во Франции, а в 1925 г. был признан подлежащим выселению из имения Охотино как пользователь «хозяйства, не сохраняющего трудового землепашества и не оформившего свое землепользование в порядке соответствующего циркуляра».
#12
Коровин К.А. Парижские бульвары. Этюд. 1920-е гг. Холст на картоне, масло. 13,8×21,4 см. Собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника
Два этюда из собрания музея «Париж. Сен-Дени» и «Парижские бульвары» относятся к эмигрантскому периоду творчества художника. Они, по сути, продолжают серию полотен 1880–1900-х гг., созданных К.А. Коровиным во время первых поездок во Францию, названную им «Огни Парижа».
#15
Ночной Париж, сумрачная синева неба, холодный свет газовых фонарей и ярко освещенных витрин, манящая туманная перспектива улиц и бульваров передают эффект фантастичности «видений» в недосказанности и интимности впечатлений. Растиражированные более или менее удачные повторения полюбившегося сюжета с видами ночного Парижа продолжают оставаться наиболее ходким «товаром» художника в эмиграции. «Товар» этот питал художника, сколько позволяла конкуренция с тысячами французских и нефранцузских художников, проживавших в Париже.
#25
Оказавшись за границей, Коровин тосковал по родине и часто обращался в своих воспоминаниях к любимому имению. В письме к сыну Шаляпина (Ф.Ф. Шаляпину) в 1938 г., уже после смерти выдающегося певца, он писал:
#26
… Конечно, хотя я пишу и Париж, пишу красками и нахожусь в Париже, но душой я живу больше в Охотине…
#14
Небольшой сосновый дом, в заметно перестроенном виде, сохранился до наших дней. С 2015 г. дача-мастерская К.А. Коровина функционирует как мемориальный музей художника. В Охотино приезжают почитатели таланта живописца, чтобы проникнуться красотой, вдохновлявшей творчество маэстро цвета.
#20
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
читать дальшескрыть
Натюрморт с синей вазой
Время создания
1922
Размер
120x88 см
Техника
холст, масло
Выставка
16
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться