«Переход Красной армии через Сиваш» — самая крупная и знаковая работа художника Николая Самокиша. Он был баталистом и царской, и советской эпохи. После Октябрьской революции вступил в Ассоциацию художников революции. Стал автором известных работ по теме Гражданской войны.
Эта картина была завершена только в 1935 году. В 1941-м художник получил за нее Сталинскую премию.
На панорамном полотне запечатлено событие 7 ноября 1920 года. Ударная группа 6-й армии в ледяную стужу переходила вброд через Сиваш, вытесняя белогвардейцев. Пешие разведчики добрались до проволочных заграждений, но разрезать не успели. Их остановил пулеметный огонь.
Художник написал свою картину в один прием, выстроив ее по деталям. Контуры четко прорисованы. Автор передает освещение предрассветной поры, оттенки холодной воды и огненные всплески. Все полотно проникнуто единым порывом. Композиция построена таким образом, что действие направлено вглубь картины. Почти все участники битвы видны сбоку или со спины. Но зрители чувствуют их настрой и сопереживают происходящему.
На картине «Переход Красной армии через Сиваш» очень эмоционально переданы размах и напряжение этой боевой операции. Автор использовал традиционные средства панорамной баталистики. Но у него было и свое видение. Как-то художника спросили, почему он редко изображает военачальников. На что Самокиш ответил, что главной движущей силой любой войны является солдат. Эта картина интересна еще и тем, что на ней запечатлен командир красногвардейцев Михаил Фрунзе. Фигура в левом углу почти незаметна. Но привлекает внимание тем, что это единственный участник боя, который смотрит на зрителя.
Картина «Переход Красной армии через Сиваш» стала одним из лучших образцов эмоциональной батальной живописи своего времени. При этом художник старался избегать излишней поэтичности. Хотя в этом полотне прослеживается боевая романтика, но передана она очень умело, через отдельные детали.
На панорамном полотне запечатлено событие 7 ноября 1920 года. Ударная группа 6-й армии в ледяную стужу переходила вброд через Сиваш, вытесняя белогвардейцев. Пешие разведчики добрались до проволочных заграждений, но разрезать не успели. Их остановил пулеметный огонь.
На следующий день был взят Литовский полуостров. Результатом этой масштабной операции стало взятие Крыма и окончательный разгром Врангеля.
Художник написал свою картину в один прием, выстроив ее по деталям. Контуры четко прорисованы. Автор передает освещение предрассветной поры, оттенки холодной воды и огненные всплески. Все полотно проникнуто единым порывом. Композиция построена таким образом, что действие направлено вглубь картины. Почти все участники битвы видны сбоку или со спины. Но зрители чувствуют их настрой и сопереживают происходящему.
На картине «Переход Красной армии через Сиваш» очень эмоционально переданы размах и напряжение этой боевой операции. Автор использовал традиционные средства панорамной баталистики. Но у него было и свое видение. Как-то художника спросили, почему он редко изображает военачальников. На что Самокиш ответил, что главной движущей силой любой войны является солдат. Эта картина интересна еще и тем, что на ней запечатлен командир красногвардейцев Михаил Фрунзе. Фигура в левом углу почти незаметна. Но привлекает внимание тем, что это единственный участник боя, который смотрит на зрителя.
Особое место на его полотнах занимали боевые кони. За их изображение художника даже награждали.
Своему ученику М. Домащенко он писал, что считает лошадь благородным созданием и старается передать «ея психику, ея порыв, что самое красивое у лошади». На этом полотне настроение боя подчеркивает стремительное движение коней.
Картина «Переход Красной армии через Сиваш» стала одним из лучших образцов эмоциональной батальной живописи своего времени. При этом художник старался избегать излишней поэтичности. Хотя в этом полотне прослеживается боевая романтика, но передана она очень умело, через отдельные детали.