Мурат Полонкоев — живописец, скульптор и мастер декоративно-прикладного искусства. Он учился в Ленинградском институте живописи и ваяния имени И.Е. Репина на отделении монументальной живописи.
Монументальная живопись ориентирована на большие масштабы: она подразумевает работу на стенах зданий и других крупных сооружений. К этому виду искусства относятся фрески, мозаики, разнообразное уличное искусство. Мастера-монументалисты часто обобщают образы, создавая легко читаемые силуэты и простые композиции. Мурат Полонкоев развивал свой стиль, опираясь на приемы этого направления.
Масштабная картина «Выживание» — одна из вершин творчества автора. Он посвятил ее вековым традициям ингушского народа. На фоне горной природы мастер запечатлел образы из истории Ингушетии: древних богов, родовые башни, старинные костюмы и обряды.
В нижней части Полонкоев изобразил свадебные гуляния. На картине нет невесты в белом платье — в Ингушетии первые два дня свадьбы жених и невеста не видятся. Невесту увозят в дом жениха, где она должна пройти несколько церемоний с его семьей, в то время как жених гуляет отдельно в доме родственников или друзей.
На стульях сидят особые гости — музыканты. Справа автор запечатлел музыканта с доулом — кавказским барабаном — и гармонистку в синем платье. На Кавказе издавна ценились хорошие гармонистки, на свадьбе они были почетными гостями. Интересно, что по традиции их иногда приглашали на танец, и в этом случае они танцевали, не переставая играть.
Мастер тщательно передал и другие особенности обряда: мужчины в папахах стоят слева, женщины в праздничных нарядах — справа. В ингушском этикете мужчины на церемониях, в том числе в танцах, должны находиться с левой стороны.
Отведено место в картине и древним языческим верованиям. До принятия ислама предки ингушей поклонялись божествам, главным среди которых был бог Дяла — творец, который создал мир за 10 дней. Важнейшими считались также Села-громовержец и Гела — бог солнца.
В средней части полотна, слева от дерева, художник запечатлел «Хи-нана» — «Мать воды». В старину ее представляли как полуженщину-полурыбу. Верхняя половина туловища у нее человеческая, а нижняя — рыбий хвост. Считалось, что хи-нана заставляет воды течь, не отдыхая ни днем ни ночью, и только за полчаса до рассвета она на мгновение засыпает. В тот миг вода застывает и густеет. Хи-нана — добрый дух, который сочувствует людям и предупреждает их о бедствиях. Ингуши верили, что она появляется в обществе, которое должно настигнуть несчастье, и тоскливо поет песни, похожие на причитания над умершими.