Картину «Мальвы на черном фоне» из коллекции Тюменского музейно-просветительского объединения написал Александр Куприн. Он родился 22 марта 1880 года в городе Борисоглебске Воронежской губернии. С 1906 по 1910 год учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Абрама Архипова, Константина Коровина и Леонида Пастернака. В 1910 году вместе со своими друзьями и единомышленниками по взглядам на пути развития нового искусства основал общество «Бубновый валет» и участвовал в его выставках. Именно в 1910-е годы рождаются лучшие произведения Александра Куприна, снискавшие ему заслуженную славу.
Центральное место в творчестве Куприна занимает жанр натюрморта. Для Александра Куприна неподвижная, «мертвая» натура перестает быть таковой в натюрморте «Мальвы на черном фоне». Известно, что Куприн не стремился передавать материальное разнообразие окружающего мира, но в его организованных композициях особый смысл и психологическое значение приобретает цвет.
Один из исследователей творчества Куприна называл его натюрморты «колористические драмы». Одна из них изображена на этом полотне. Здесь темно-бордовые и розовые мальвы, голубые васильки и небольшая веточка красной калины изъяты из своей естественной среды.
Цветы написаны стремительной кистью энергично и быстро. Создается впечатление, что живая материя напрягается, колышется, вспыхивает яркими красками. Трепет листьев невольно вызывает ассоциации с языками пламени или взмахом крыльев. Фон неоднородный — он то сгущается до черноты, то высветляется, особенно вблизи растений.
Рядом с цветами на серо-голубой скатерти — яблоко и две груши. Их Куприн изобразил иначе: с черным контуром, который делает их искусственными в противовес реалистично изображенным цветам. Прием контурной живописи встречается на многих полотнах художника.
Натюрморт Куприна «Мальвы на черном фоне» был показан на первой выставке объединения «Бубновый валет» зимой 1910 года. Работа тогда экспонировалась под названием «Букет».
Картина была приобретена в фонд тюменского музея у вдовы художника.
Центральное место в творчестве Куприна занимает жанр натюрморта. Для Александра Куприна неподвижная, «мертвая» натура перестает быть таковой в натюрморте «Мальвы на черном фоне». Известно, что Куприн не стремился передавать материальное разнообразие окружающего мира, но в его организованных композициях особый смысл и психологическое значение приобретает цвет.
Один из исследователей творчества Куприна называл его натюрморты «колористические драмы». Одна из них изображена на этом полотне. Здесь темно-бордовые и розовые мальвы, голубые васильки и небольшая веточка красной калины изъяты из своей естественной среды.
Цветы написаны стремительной кистью энергично и быстро. Создается впечатление, что живая материя напрягается, колышется, вспыхивает яркими красками. Трепет листьев невольно вызывает ассоциации с языками пламени или взмахом крыльев. Фон неоднородный — он то сгущается до черноты, то высветляется, особенно вблизи растений.
Рядом с цветами на серо-голубой скатерти — яблоко и две груши. Их Куприн изобразил иначе: с черным контуром, который делает их искусственными в противовес реалистично изображенным цветам. Прием контурной живописи встречается на многих полотнах художника.
Натюрморт Куприна «Мальвы на черном фоне» был показан на первой выставке объединения «Бубновый валет» зимой 1910 года. Работа тогда экспонировалась под названием «Букет».
Картина была приобретена в фонд тюменского музея у вдовы художника.