Александр Васильевич Куприн прошёл путь от представителя авангардного художественного объединения «Бубновый валет» до классика советского изобразительного искусства. Приверженец художественных новаций, он воспринял революционные события как импульс к поиску новых тем и выразительных средств. Его произведения советского периода отражают стремление запечатлеть эпоху преобразований в адекватной ей масштабной стилистике.
Важным этапом в творчестве Куприна стал период конца 1920-х — начала 1930-х годов, когда в Советском Союзе был провозглашён курс на индустриализацию. Бурный рост промышленности, строительство заводов, внедрение новых технологий охватили страну и породили необходимость художественного осмысленияпроисходящих изменений. В это время формируется масштабный индустриальный жанр, стремящийся выразить эстетику новой реальности.
Для поддержки трудового энтузиазма первых пятилеток была начата подготовка всесоюзной выставки «Индустрия социализма», задачей которой стало раскрытие романтики индустриального труда и красоты новых производственных ландшафтов. По инициативе Всероссийского кооперативного союза работников изобразительного искусства (Всекохудожник) художники направлялись в командировки на промышленные объекты. Куприн принял в этих поездках активное участие.
В 1930 году он побывал на Днепропетровском металлургическом заводе им. Г.И. Петровского, где создал серию заводских интерьеров, передающих атмосферу индустриального гиганта. Работы из этой серии экспонировались на отчётной выставке Всекохудожника, а затем и на «Индустрии социализма», став знаковыми в советском искусстве 1930-х годов.
По воспоминаниям самого художника, при первом посещении завода его поразило фантастическое зрелище: пылающие домны, игра огня и стали на фоне синеющих в сумерках окон цеха. Куприн стремился запечатлеть эту сцену прежде всего как живописец, привнеся в неё элемент возвышенной романтики: для него выплавка сталистала образом живой стихии, захватывающей и величественной.
Картина «Бессемеровский цех» стала ярким примером того, как идеологический заказ может быть воплощён талантливо и искренне, не вступая в противоречие с личными художественными убеждениями. Это произведение стало важной вехой в творчестве Куприна и значительным вкладом в искусство эпохи индустриализации.