Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Русское искусство XIX–XX веков»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Крымский пейзаж. Бахчисарай

Время создания
1935
Место создания
Россия
Размер
102x156 см
Техника
холст, масло
0
Открыть в приложении
#1

Значение Александра Васильевича Куприна (1880—1960) в истории русского искусства можно определить рассматривая различные периоды жизни и творчества художника в контексте передовых художественных стремлений своего времени.


В начале творческого пути Александр Васильевич в основном занимался рисунком углем, податливым и доступным материалом. Гораздо позже художник начал работать в живописи маслом. Также важно отметить, что А.В. Куприн принял активное участие в создании объединения художников «Бубновый Валет», живописи которых были присущи графичность, конструктивность, могучая по цветовым свойствам контрастность.

Стойкость характера и талант художника позволили ему неотступно идти к своей творческой мечте, несмотря на материальные трудности и болезнь, сопровождавшую его всю жизнь.


В 1907 году состоялся первый приезд художника Куприна в Крым, вызванный тяжелым легочным заболеванием. Тем не менее, данная поездка дала ему возможность увидеть великолепные море и горы в крымскую весну и вдохновиться. В письме к своей жене Анастасии Трофимовне Полозанцевой он писал, что «здесь достаточно материала, чтобы художнику хватило не на одну, а на несколько жизней».


Как писал в своей монографии о Куприне (1935) искусствовед Виктор Никольский, художник с 1926 по 1930 год совершал ежегодные выезды в Бахчисарай. Важно отметить, что если ранее в творчестве Куприна преобладали стилистические эксперименты и живописные приемы, характерные для участника объединения «Бубновый валет», то к середине 1920-х годов он отошел от них и сблизился с натурой.


В последующие годы зрелости Куприна привлекает не ослепительный блеск Крыма, а сдержанность и величие природы. Его произведения рождают воспоминания об античной земле, о древней красоте Тавриды. Бахчисарайские пейзажи этого периода отличает нерасторжимое слияние природы и архитектурных мотивов, а также глубоко лирический подход к сюжету.


В картине 1935 года, представленной в Сочинском художественном музее им. Д.Д. Жилинского, художник опоэтизировал старый город — в пейзаже звучит грусть о былом величии столицы некогда цветущего Крымского ханства. Воспетый А.С. Пушкиным бахчисарайский фонтан, дворцы с гаремами пришли в упадок, от Ханской дворцовой мечети виден только островерхий минарет. Город выглядит покинутым и опустевшим, на некоторых окнах домов отсутствуют стекла, бросаются в глаза поредевшие перила моста на переднем плане картины. В декорациях старого города доживают свой век одинокие пожилые люди: старуха в белом платке возле дома, пожилой мужчина в тюбетейке сидит на берегу реки. Название реки Чурук-Су с крымскотатарского переводится как «гнилая вода», так как в этой реке при выделке полоскали кожу, отчего разносился дурной запах.

#3
Пейзаж. Крым. Бахчисарай. Река Чурук-Су. 1928. Государственный музей А.С. Пушкина

Благодаря сохраненным многочисленным рисункам Александра Васильевича Куприна можно увидеть его подготовку к живописной работе, представленной в постоянной экспозиции нашего музея. 

#4

С грустью сюжетной скупости контрастирует наполненность живописного языка. Близится наступление сумерек. Как камертон, еще светлое, высокое, чистое небо отливает розовыми и желтыми оттенками заходящего солнца. Его лучи проходят сквозь верхние ветки ярко-зеленого дерева и освещают фасады и стены домов с облупившейся штукатуркой, которая кажется узором. Затененная часть пейзажа, заканчивающаяся аркой моста, выполнена художником густо положенными мазками холодных оттенков. Самые темные тона используются им на гранях архитектурных деталей и в отражениях реки Чурук-Су.

#2
1 / 4
Бахчисарай. Чурук-Су. Полдень. 1926. Государственный Русский музей
#5

Картина «Крымский пейзаж. Бахчисарай» (1935) — не единственная работа из бахчисарайского цикла А.В. Куприна. Гордостью российских музейных собраний также являются «Бахчисарай. Чурук-Су. Картина «Полдень» (1927), которая находится в Русском музее в Санкт-Петербурге, «Бахчисарай. Городской пейзаж» (1930) Новокузнецкого художественного музея, «Бахчисарай. Сумерки» (1928) из Белгородского художественного музея.

#6
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Крымский пейзаж. Бахчисарай

Время создания
1935
Место создания
Россия
Размер
102x156 см
Техника
холст, масло
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%