В православной иконографии принято выделять не более 10 основных типов канонического изображения Богородицы. Однако количество образов Богоматери насчитывает более 250 икон. Этот факт можно объяснить тем, что каноны распространялись через «списки», или повторные изображения, и в дальнейшем находились под влиянием характерных особенностей местной иконописной традиции. Истоками же всегда были византийские или западноевропейские оригиналы, и церковные тексты.
Зачастую иконы Богородицы писались после ее чудесного появления в какой-либо местности, и тогда изображение сочетало в себе особенности региональной школы, наложенные на один из типологических оригиналов. Одним из таких образов является представленная копия с чудотворной иконы Богоматери Ахтырской.
По легенде, в 1739 году Богоматерь явилась священнику Василию Данилову в городе Ахтырка Харьковской губернии. На поле во время покоса травы он увидел икону с ликом Богоматери, из которой исходил свет. Видение указывало обмыть икону, накрыв покрывалом. Священник незамедлительно выполнил поручение. Утром он собирался вылить воду, которой обмывал икону, но ему вновь было видение оставить воду и напоить ею дочь. Девочка болела лихорадкой, но после употребления воды исцелилась. Благодаря иконе произошло более 300 чудесных исцелений. Слухи о чудотворной иконе дошли до императрицы Елизаветы Петровны, и она выделила средства на постройку храма. С образа было выполнено большое количество копий и списков, которые были распространены в соседних областях, на юге России.
Представленная в собрании музея икона является копией с чудотворной иконы, датируемой второй половиной XVIII века и написанной в южной традиции. Образ относится к типу «Плач Пресвятой Богородицы», где Богоматерь изображена скорбящей, со сложенными на груди руками, перед крестом, на котором распят ее сын, Иисус Христос. Интересен тот факт, что многие варианты изображения данной иконы были выполнены в технике прямой перспективы, когда объекты переднего плана больше, чем те, что расположены на дальнем плане. В иконописи же принято изображать образы в обратной перспективе, как бы раскрывая и приближая их к смотрящему, а не удаляя. В данном примере Богородица немного отходит на задний план, но в целом, сохраняется прямая перспектива.
Богоматерь изображена с распущенными волосами и непокрытой головой, что также является редкостью в иконографии. По краям — орнаментированная позолоченная рамка. Подобные рамки в украинских иконах всегда щедро расписывались цветами и золотились.
Судьба иконы Ахтырской Богоматери непроста. По одной из версий, ее похитили в 1903 году, когда перевозили в Петербург на реставрационные работы, по другой — возвращенная в Ахтырский храм икона пропала после событий 1917 года. Долгое время о ее местонахождении не было ничего слышно. Сведения о ней пришли только в 1975 году — из Сан-Франциско. Копию вернули в страну спустя двадцать лет. В июле 2010 года образ был передан Воскресенскому Новодевичьему монастырю, где он хранится и сейчас.
Зачастую иконы Богородицы писались после ее чудесного появления в какой-либо местности, и тогда изображение сочетало в себе особенности региональной школы, наложенные на один из типологических оригиналов. Одним из таких образов является представленная копия с чудотворной иконы Богоматери Ахтырской.
По легенде, в 1739 году Богоматерь явилась священнику Василию Данилову в городе Ахтырка Харьковской губернии. На поле во время покоса травы он увидел икону с ликом Богоматери, из которой исходил свет. Видение указывало обмыть икону, накрыв покрывалом. Священник незамедлительно выполнил поручение. Утром он собирался вылить воду, которой обмывал икону, но ему вновь было видение оставить воду и напоить ею дочь. Девочка болела лихорадкой, но после употребления воды исцелилась. Благодаря иконе произошло более 300 чудесных исцелений. Слухи о чудотворной иконе дошли до императрицы Елизаветы Петровны, и она выделила средства на постройку храма. С образа было выполнено большое количество копий и списков, которые были распространены в соседних областях, на юге России.
Представленная в собрании музея икона является копией с чудотворной иконы, датируемой второй половиной XVIII века и написанной в южной традиции. Образ относится к типу «Плач Пресвятой Богородицы», где Богоматерь изображена скорбящей, со сложенными на груди руками, перед крестом, на котором распят ее сын, Иисус Христос. Интересен тот факт, что многие варианты изображения данной иконы были выполнены в технике прямой перспективы, когда объекты переднего плана больше, чем те, что расположены на дальнем плане. В иконописи же принято изображать образы в обратной перспективе, как бы раскрывая и приближая их к смотрящему, а не удаляя. В данном примере Богородица немного отходит на задний план, но в целом, сохраняется прямая перспектива.
Богоматерь изображена с распущенными волосами и непокрытой головой, что также является редкостью в иконографии. По краям — орнаментированная позолоченная рамка. Подобные рамки в украинских иконах всегда щедро расписывались цветами и золотились.
Судьба иконы Ахтырской Богоматери непроста. По одной из версий, ее похитили в 1903 году, когда перевозили в Петербург на реставрационные работы, по другой — возвращенная в Ахтырский храм икона пропала после событий 1917 года. Долгое время о ее местонахождении не было ничего слышно. Сведения о ней пришли только в 1975 году — из Сан-Франциско. Копию вернули в страну спустя двадцать лет. В июле 2010 года образ был передан Воскресенскому Новодевичьему монастырю, где он хранится и сейчас.