Владимир Донатович Орловский (1841—1914) — русский пейзажист, уроженец Киева, выпускник, пенсионер и впоследствии академик Императорской Академии художеств. Ещё в годы жизни на Украине и ученичества во Второй Киевской гимназии будущий мастер мог приблизиться к традициям академического пейзажа — учителем В.Д. Орловского был пейзажист И.М. Сошенко, по чьей рекомендации молодой живописец впоследствии познакомился с Т.Г. Шевченко и смог проложить себе путь в Академию.
В современной В.Д. Орловскому отечественной критике его выделяли как «универсального» художника, кому в равной степени удаются и сельский пейзаж, и марина. Не случайно внимание живописца как к южнорусским и малороссийским, родным ему, видам, так и к разработанным полотнам на морскую тематику — в Академии посещал класс А.П. Боголюбова, баталиста и создателя марин. Получив в 1868 году золотую медаль и право заграничной поездки, с 1869 по 1872 годы В.Д. Орловский работал во Франции, Швейцарии и Италии. В отчётах пенсионера в Академию встречается такое суждение об искусстве пейзажа: «Я убедился, что по настоящее время художники-пейзажисты постоянно делились на две категории: одни увлекались всегда идеей, мотивом, а другие пробовали и пробуют фотографически передать натуру». Оба этих пути — что «концептуальный», что натуралистический — самому В.Д. Орловскому виделись крайностями, и в этом смысле молодой художник предпочитал держаться подлинно академической позиции «золотой середины». Последовавшая за европейским путешествием трехлетняя пенсионерская практика по русской вновь сблизила художника с традицией отечественного пейзажа.
«Пахота на волах» из Сочинского музея им. Д.Д. Жилинского — работа 1886 года, когда В.Д. Орловский уже являлся состоявшимся и признанным мастером, академиком и преподавателем, чьи произведения пользовались успехом у зрителей, приобретались семьей Александра III и великокняжескими фамилиями. Хотя и будучи воспитанным в академических традициях, художник переосмысляет устоявшиеся каноны — отчасти в собственных творческих поисках, отчасти под влиянием популярности искусства передвижников.
В «Пахоте на волах» мотив уходящей вдаль и петляющей дороги, столь широко распространившийся в отечественном пейзаже третьей четверти XIX века, введён автором — диагонально пересекающая поле борозда, исполненная густым мазком, как бы продолжается дорогой, огибающей мазанки на заднем плане. Однако, вводя в работу горизонталь за горизонталью, художник нивелирует мотив дороги, прячет этот мотив: и композиционно, и колористически главными в картине становятся полосы ровных и последовательно выстроенных планов. При этом В.Д. Орловский чередует планы на основе сопоставления дополнительных цветов — сначала зрителю открывается зеленая и охристая полоса поля, а за нею следом показывается полоса темно-лиловая: и так несколько раз. Горизонтали подчеркнуты и мощными вытянутыми фигурами волов с фигуркой пахаря, идущего позади них; мотив пахаря с волами повторен дважды — при этом пахарь вдали идет в сторону, противоположную движению передних фигур: тем самым пейзаж обретает еще большую статику и умиротворенность.