Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Русское искусство XIX–XX веков»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Пахота на волах

Время создания
1886
Место создания
Россия
Размер
49x89 см
Техника
холст, масло
0
Открыть в приложении
#1

Владимир Донатович Орловский (1841—1914) — русский пейзажист, уроженец Киева, выпускник, пенсионер и впоследствии академик Императорской Академии художеств. Ещё в годы жизни на Украине и ученичества во Второй Киевской гимназии будущий мастер мог приблизиться к традициям академического пейзажа — учителем В.Д. Орловского был пейзажист И.М. Сошенко, по чьей рекомендации молодой живописец впоследствии познакомился с Т.Г. Шевченко и смог проложить себе путь в Академию.


В современной В.Д. Орловскому отечественной критике его выделяли как «универсального» художника, кому в равной степени удаются и сельский пейзаж, и марина. Не случайно внимание живописца как к южнорусским и малороссийским, родным ему, видам, так и к разработанным полотнам на морскую тематику — в Академии посещал класс А.П. Боголюбова, баталиста и создателя марин. Получив в 1868 году золотую медаль и право заграничной поездки, с 1869 по 1872 годы В.Д. Орловский работал во Франции, Швейцарии и Италии. В отчётах пенсионера в Академию встречается такое суждение об искусстве пейзажа: «Я убедился, что по настоящее время художники-пейзажисты постоянно делились на две категории: одни увлекались всегда идеей, мотивом, а другие пробовали и пробуют фотографически передать натуру». Оба этих пути — что «концептуальный», что натуралистический — самому В.Д. Орловскому виделись крайностями, и в этом смысле молодой художник предпочитал держаться подлинно академической позиции «золотой середины». Последовавшая за европейским путешествием трехлетняя пенсионерская практика по русской вновь сблизила художника с традицией отечественного пейзажа.


«Пахота на волах» из Сочинского музея им. Д.Д. Жилинского — работа 1886 года, когда В.Д. Орловский уже являлся состоявшимся и признанным мастером, академиком и преподавателем, чьи произведения пользовались успехом у зрителей, приобретались семьей Александра III и великокняжескими фамилиями. Хотя и будучи воспитанным в академических традициях, художник переосмысляет устоявшиеся каноны — отчасти в собственных творческих поисках, отчасти под влиянием популярности искусства передвижников.


В «Пахоте на волах» мотив уходящей вдаль и петляющей дороги, столь широко распространившийся в отечественном пейзаже третьей четверти XIX века, введён автором — диагонально пересекающая поле борозда, исполненная густым мазком, как бы продолжается дорогой, огибающей мазанки на заднем плане. Однако, вводя в работу горизонталь за горизонталью, художник нивелирует мотив дороги, прячет этот мотив: и композиционно, и колористически главными в картине становятся полосы ровных и последовательно выстроенных планов. При этом В.Д. Орловский чередует планы на основе сопоставления дополнительных цветов — сначала зрителю открывается зеленая и охристая полоса поля, а за нею следом показывается полоса темно-лиловая: и так несколько раз. Горизонтали подчеркнуты и мощными вытянутыми фигурами волов с фигуркой пахаря, идущего позади них; мотив пахаря с волами повторен дважды — при этом пахарь вдали идет в сторону, противоположную движению передних фигур: тем самым пейзаж обретает еще большую статику и умиротворенность.

#7

В некотором смысле, группы пахарей с волами играют здесь ещё и роль своеобразных кулис, сдвинутых на разные планы и сведенных к центру полотна, но по-прежнему замыкающих композицию. Но от традиционного кулисного построения работы В.Д. Орловский отходит, избирая скорее панорамное решение. Академизм сохраняется здесь и в световоздушном решении планов: ближе к зрителю преобладают теплые цвета, пространство с селением и деревьями насыщено зеленым, а дали показаны в голубоватой дымке. Между тем, диагональная борозда, как и фрагмент с охристыми колосьями слева на переднем плане — позволяют художнику выделить нижние углы работы, в которых тщательно прописываются травы. Применяется приём, близкий «передвижническому» кадрированию, и помимо далевого пейзажа возникают участки, заставляющие глаз зрителя остановиться, замедлиться на колосе, на упавшей от огромного белого вола тени или на белом пятне мазанки.


Отказ отход от традиционной кулисной композиции, выделение планов через удаляющиеся в перспективе белые пятна фигур, академическое решение световоздушной среды, укрупнение и кадрирование трав на переднем плане, постепенное сглаживание — исчезновение мотива дороги среди чередующихся планов — эти черты встречаются и в «Малороссийском пейзаже» В.Д. Орловского из Новгородского музея-заповедника. Хотя из-за изгиба холмов и движущихся на зрителя девушки и собаки — «Малороссийский пейзаж» выглядит намного более динамичной работой.

Блестящее вписывание анималистических фигур в пейзаж, создание композиции за счет животных — демонстрирует и «Опушка леса» (1880-е, частное собрание), где также нельзя не отметить крупно схваченные на переднем плане крупные пятнышки трав. 

#4

Фланкирующие друг друга фигуры мощных рогатых животных становятся композиционным средством автора и в картине «Летний день» из Ярославского художественного музея (1884).

#5
В.Д. Орловский. Летний день. 1884. Ярославский художественный музей
#6
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Пахота на волах

Время создания
1886
Место создания
Россия
Размер
49x89 см
Техника
холст, масло
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%