Сегодня кресла, похожие на те, что представлены на экспозиции в «Большой гостиной» Музея семьи Аксаковых, не являются роскошью и не удивляют новизной формы. Однако для середины XIX века мебель изящной, легкой и слегка изогнутой формы, которая как бы вторит изгибам тела человека, была настоящей дизайнерской революцией. Произвел ее немецкий и австрийский мастер-мебельщик и краснодеревщик Михаэль Тонет.
Начав с выпуска традиционной для начала XIX века мебели, произведенной из цельного древесного массива, к середине столетия Тонет переехал в Вену, где открыл собственную фабрику. На ней он производил мебель из деталей округлой формы. Получались они так: вымоченную в кипятке или распаренную водяным паром древесину сначала выгибали, а потом фиксировали с помощью пресса, после чего она принимала новую форму. В 1850 году он впервые представил так называемый венский стул, ставший одним из символов фирмы Thonet. Именно его разновидность в виде кресла и находится в «Большой гостиной».
Промышленное производство знаменитого стула Тонет наладил в 1859 году, он получил наименование «Стул 14». Кроме привлекательного вида он также отличается продуманностью технологий: число его деталей сведено к минимуму, их в нем всего 6 разновидностей. При этом детали удерживал вместе не клей, а небольшие винтики. Следовательно, такую мебель было очень легко чинить и поэтому многие венские стулья и кресла дошли до наших дней почти в оригинальном виде, а их новаторская конструкция оказала и огромное влияние на развитие всего промышленного дизайна. Именно Тонет догадался, что винтовые соединения, а не столярные, дают возможность мебель сделать разборной, а значит во много раз упростить ее транспортировку. По многочисленным мировым выставкам он перевозил свои изделия в разобранном виде, например, 36 разобранных стульев занимают всего около одного кв. м площади.
С момента создания венского стула, его производство ни разу не прекращалось. Компания Thonet имела две фабрики и в Российской империи — в Ново-Радомске и Ревеле. Продажа мебели шла через собственные склады и магазины в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве, на Нижегородской ярмарке. В России продукция Тонета получила впечатляющее распространение, особенно в дворянском быту. Впоследствии бренд Thonet и вовсе стал именем нарицательным: всю изящную воздушную мебель стали называть мебелью в стиле «Тонет».
Начав с выпуска традиционной для начала XIX века мебели, произведенной из цельного древесного массива, к середине столетия Тонет переехал в Вену, где открыл собственную фабрику. На ней он производил мебель из деталей округлой формы. Получались они так: вымоченную в кипятке или распаренную водяным паром древесину сначала выгибали, а потом фиксировали с помощью пресса, после чего она принимала новую форму. В 1850 году он впервые представил так называемый венский стул, ставший одним из символов фирмы Thonet. Именно его разновидность в виде кресла и находится в «Большой гостиной».
Промышленное производство знаменитого стула Тонет наладил в 1859 году, он получил наименование «Стул 14». Кроме привлекательного вида он также отличается продуманностью технологий: число его деталей сведено к минимуму, их в нем всего 6 разновидностей. При этом детали удерживал вместе не клей, а небольшие винтики. Следовательно, такую мебель было очень легко чинить и поэтому многие венские стулья и кресла дошли до наших дней почти в оригинальном виде, а их новаторская конструкция оказала и огромное влияние на развитие всего промышленного дизайна. Именно Тонет догадался, что винтовые соединения, а не столярные, дают возможность мебель сделать разборной, а значит во много раз упростить ее транспортировку. По многочисленным мировым выставкам он перевозил свои изделия в разобранном виде, например, 36 разобранных стульев занимают всего около одного кв. м площади.
С момента создания венского стула, его производство ни разу не прекращалось. Компания Thonet имела две фабрики и в Российской империи — в Ново-Радомске и Ревеле. Продажа мебели шла через собственные склады и магазины в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве, на Нижегородской ярмарке. В России продукция Тонета получила впечатляющее распространение, особенно в дворянском быту. Впоследствии бренд Thonet и вовсе стал именем нарицательным: всю изящную воздушную мебель стали называть мебелью в стиле «Тонет».