Творчество Андре Дерена периода 1911–1914 годов исследователи называют «готическим». Этот термин ассоциациативен, он появился у критиков, отмечавших мрачный колорит, вытянутые пропорции и замкнутые композиции работ Дерена. Все эти элементы присущи в полной мере и его женским портретам 1913–1914 годов.
Такой подход расходится с линией авангардной живописи того времени, Дерен словно обособляется от формальных поисков своих бывших соратников. Переживший увлечение фовизмом и искусством африканских примитивов, он не доверился обаянию аналитического и синтетического кубизма.
Дерену была близка художественная система Поля Сезанна, ее рациональность, композиционная конструктивность и тонально-световая обобщенность. Именно с принципами сезанновской живописи можно связать последующий рост художника как реалиста. Спектральность палитры в картинах Дерена сменили приглушенные сложносмешанные цвета, предметы обрели объем и вес, форма — четкость.
В композициях он стал использовать обратную перспективу, прием «взгляда» одновременно с нескольких точек зрения.
Картину «Девушка в черном» можно считать эскизом к «Портрету девушки в черном».