В Севастопольском музее хранится одна из самых популярных в дореволюционные годы работ художника Николая Алексеевича Касаткина — «В коридоре окружного суда».
Картина повествует о тяжелой доле русского крестьянина, о социальном неравенстве, неравенстве перед законом. Здесь нет излишней сентиментальности, не показана сломленность или раздавленность человека. Пожалуй, разговор идет об осознании чувства собственного достоинства, о зарождающемся протесте. Представленная на XXV юбилейной Передвижной выставке, эта работа сразу же оказалась в центре внимания зрителей и прессы. В большинстве рецензий картина анализировалась или упоминалась как одно из ключевых произведений экспозиции. Именно это полотно Касаткина было включено в альбом, посвященный 25-летию деятельности Товарищества, а в дальнейшем довольно часто воспроизводилось в монографиях по истории искусства и в общественно-политических изданиях как иллюстрация крестьянской жизни.
Впоследствии картину приобрел известный московский коллекционер Козьма Терентьевич Солдатёнков. Уже из его собрания она путешествовала в Париж на Всемирную выставку, где была удостоена серебряной медали. Позже картина по завещанию мецената была передана в Московский публичный и Румянцевский музеи, после расформирования которых оказалась в Севастополе. В Риге в Музее латышского и русского искусства хранится авторское повторение этого произведения того же года. Интересно, что в каталоге персональной выставки 1929 года Касаткин дал этой картине подзаголовок «Гонение за веру». Вероятно, это было связано с изменением взглядов художника.
Николай Алексеевич Касаткин (1859–1930) — представитель позднего
передвижничества. Учился в Московском училище живописи, ваяния
и зодчества, а затем там же преподавал. В начале 1890-х
годов он вступил в Товарищество передвижников и остался верен
его творческим принципам до конца. Художник чаще всего писал глубокие,
остросоциальные картины из жизни низшего сословия, выбирая порой
драматические сюжеты, но не ограничиваясь бытовым натурализмом.
В истории отечественного искусства с его именем связано открытие темы
русского пролетариата, создание ярких образов рабочих, углекопов, ткачей.