Филипп Андреевич Малявин (22 октября 1869 г., село Казанка Самарской губернии — 23 декабря 1940 г., Ницца) — один из самых ярких и самобытных художников конца ХIХ — начала ХХ веков. Он воплотил в своем творчестве неиссякаемую силу и исключительную красоту русского народа. Его многочисленные образы крестьянских женщин — «баб» и «девок» — принесли художнику мировую известность и определили его как мастера, по существу, одной-единственной темы, «одного сюжета — и сюжета замечательного, большого и истинного». Тема народной жизни получила свое развитие в творчестве многих художников — современников Малявина: Сергея Коровина, Андрея Рябушкина, Зинаиды Серебряковой, Абрама Архипова. В контексте своего времени они попытались воплотить образ русского крестьянства не «бедным и страдающим сословием», но великим источником жизни, таящим в себе богатства веков.
Но именно Малявин сумел открыть в этом жанре невиданные до этого живописные и образные гиперболы. Монументальный размер холстов, крупные фигуры, напряжение цветовых контрастов, красочная карусель мазков — всё в полотнах Малявина доведено до той грани, за которой живописная экспрессия грозит обернуться настоящей стихией.
Необыкновенный размах, жизненную силу и энергию Малявин нашел именно в женских образах. «Нужно, конечно, было изучать и брать не „дам“, а „баб“, отсюда сюжет и имя „Бабы“ — это вечная суть русского… Это схема и прообраз, первоначальное и вечное…» — писал Василий Розанов. (Мир искусства. 1903. Т. 9. Хроника. № 4. С. 33-35.)
В женском хороводе Малявина зритель встречает идеальные по своей сути собирательные образы. Они невольно ассоциируются с брызжущим весельем народного праздника, хмельной удалью русского крестьянства. Однако значительная их часть представляет натурные зарисовки, женские портреты с ярко выраженной индивидуальностью и неповторимостью.
Такова «Баба» из собрания Таганрогского художественного музея. Не подлежит сомнению, что для этого образа позировала реальная женщина. Художник изобразил нарядную русскую красавицу, круглолицую, толстощекую, румяную, в красном сарафане, цветастой рубахе, с ярким ожерельем и в наспех завязанном платке с кистями. Необычайно выразительна каждая черта ее такого типично русского лица: твердая линия подбородка, поджатые с затаенной улыбкой губы, широкий нос, лукаво поблескивающие большие добрые глаза.
Образу соответствует характерная для Малявина декоративная манера живописи. Он нарочито монументализирует все черты героини, подчеркивая жизненность образа энергичностью и сочностью красочной лепки, материальностью живописи, декоративной яркостью цветовых пятен. Вдохновляясь красотой наряда своей модели, он буквально заливает полотно бурными потоками цвета — пунцовыми, пурпурными, багряными, красными, синими, солнечно-желтыми. Сочетание контрастных, открытых по цвету красочных пятен усиливает динамику образа, становится его эмоциональной доминантой.
Но именно Малявин сумел открыть в этом жанре невиданные до этого живописные и образные гиперболы. Монументальный размер холстов, крупные фигуры, напряжение цветовых контрастов, красочная карусель мазков — всё в полотнах Малявина доведено до той грани, за которой живописная экспрессия грозит обернуться настоящей стихией.
Необыкновенный размах, жизненную силу и энергию Малявин нашел именно в женских образах. «Нужно, конечно, было изучать и брать не „дам“, а „баб“, отсюда сюжет и имя „Бабы“ — это вечная суть русского… Это схема и прообраз, первоначальное и вечное…» — писал Василий Розанов. (Мир искусства. 1903. Т. 9. Хроника. № 4. С. 33-35.)
В женском хороводе Малявина зритель встречает идеальные по своей сути собирательные образы. Они невольно ассоциируются с брызжущим весельем народного праздника, хмельной удалью русского крестьянства. Однако значительная их часть представляет натурные зарисовки, женские портреты с ярко выраженной индивидуальностью и неповторимостью.
Такова «Баба» из собрания Таганрогского художественного музея. Не подлежит сомнению, что для этого образа позировала реальная женщина. Художник изобразил нарядную русскую красавицу, круглолицую, толстощекую, румяную, в красном сарафане, цветастой рубахе, с ярким ожерельем и в наспех завязанном платке с кистями. Необычайно выразительна каждая черта ее такого типично русского лица: твердая линия подбородка, поджатые с затаенной улыбкой губы, широкий нос, лукаво поблескивающие большие добрые глаза.
Образу соответствует характерная для Малявина декоративная манера живописи. Он нарочито монументализирует все черты героини, подчеркивая жизненность образа энергичностью и сочностью красочной лепки, материальностью живописи, декоративной яркостью цветовых пятен. Вдохновляясь красотой наряда своей модели, он буквально заливает полотно бурными потоками цвета — пунцовыми, пурпурными, багряными, красными, синими, солнечно-желтыми. Сочетание контрастных, открытых по цвету красочных пятен усиливает динамику образа, становится его эмоциональной доминантой.