Русский художник-портретист Филипп Малявин написал «Автопортрет с женой и дочерью» в 1910 году — об этом свидетельствует подпись «Ф. Малявинъ 1910 г.», выполненная красной краской с лицевой стороны картины у левой кромки. Ниже нее черной краской художник добавил «Ph. Maliavine. 1910».
Семейный портрет написан в стиле модерн — привычный крестьянский Малявин, автор характерных женских портретов, становится в этом произведении «шикарным» Малявиным. Для выходца из деревни, ставшего богатым академиком и художником, чьи картины выставлялись и имели успех не только в России, но и за рубежом, «Автопортрет с женой и дочерью» стал символом самоутверждения в обществе и в искусстве.
С этой целью Малявин написал картину огромных размеров, в которой использовал декоративную живопись, имитирующую драгоценную мозаику и переливающуюся парчу. При этом пышность образов и живой ритм полотна не убирают ощущение тоски и тревоги, которое особенно заметно на лице персонажа-мужчины.
В центре композиции Малявин изобразил молодую женщину — свою жену Наталию Новак-Савич, ученицу Ильи Репина, вольнослушательницу Академии художеств. Она одета в нарядное пышное платье охристо-зеленого цвета и темное пальто с широкими рукавами, руками она откидывает вуаль на шляпке. Внизу справа написана дочь художника Зоя в коротком сине-зеленом платье и шляпке с кружевами, в руках она держит куклу. Себя Малявин изобразил за спиной у жены — часть его лица скрыта соломенной шляпой, но он смотрит на зрителя в упор. В отличие от тщательно проработанных лиц, фон написан широкими размашистыми мазками.
Филипп Малявин писал «Автопортрет» в своем имении в Рязанской губернии. К тому времени он был прославленным мэтром, академиком и модным портретистом петербургского света. В начале 1911 года живописец выставил работу на VIII выставке Союза русских художников, однако портрет не имел успеха. После этого Малявин до 1916 года прекратил показывать свои работы.
Когда Малявин эмигрировал в 1922 году, картину он увез с собой — сначала в Ригу, а затем во Францию. Долгое время никто не знал, где находится автопортрет. Следы картины появились в конце 1940-х — начале 1950-х годов уже после смерти художника дочь Малявина Зоя продала ее на аукционе «Сотбис». «Автопортрет» оставался в семье купившего ее предпринимателя до конца 1990-х годов, после чего был продан его детьми и оказался в собрании Ханты-Мансийского художественного музея. Спустя три четверти века картина снова вернулась в поле зрения публики.
Семейный портрет написан в стиле модерн — привычный крестьянский Малявин, автор характерных женских портретов, становится в этом произведении «шикарным» Малявиным. Для выходца из деревни, ставшего богатым академиком и художником, чьи картины выставлялись и имели успех не только в России, но и за рубежом, «Автопортрет с женой и дочерью» стал символом самоутверждения в обществе и в искусстве.
С этой целью Малявин написал картину огромных размеров, в которой использовал декоративную живопись, имитирующую драгоценную мозаику и переливающуюся парчу. При этом пышность образов и живой ритм полотна не убирают ощущение тоски и тревоги, которое особенно заметно на лице персонажа-мужчины.
В центре композиции Малявин изобразил молодую женщину — свою жену Наталию Новак-Савич, ученицу Ильи Репина, вольнослушательницу Академии художеств. Она одета в нарядное пышное платье охристо-зеленого цвета и темное пальто с широкими рукавами, руками она откидывает вуаль на шляпке. Внизу справа написана дочь художника Зоя в коротком сине-зеленом платье и шляпке с кружевами, в руках она держит куклу. Себя Малявин изобразил за спиной у жены — часть его лица скрыта соломенной шляпой, но он смотрит на зрителя в упор. В отличие от тщательно проработанных лиц, фон написан широкими размашистыми мазками.
Филипп Малявин писал «Автопортрет» в своем имении в Рязанской губернии. К тому времени он был прославленным мэтром, академиком и модным портретистом петербургского света. В начале 1911 года живописец выставил работу на VIII выставке Союза русских художников, однако портрет не имел успеха. После этого Малявин до 1916 года прекратил показывать свои работы.
Когда Малявин эмигрировал в 1922 году, картину он увез с собой — сначала в Ригу, а затем во Францию. Долгое время никто не знал, где находится автопортрет. Следы картины появились в конце 1940-х — начале 1950-х годов уже после смерти художника дочь Малявина Зоя продала ее на аукционе «Сотбис». «Автопортрет» оставался в семье купившего ее предпринимателя до конца 1990-х годов, после чего был продан его детьми и оказался в собрании Ханты-Мансийского художественного музея. Спустя три четверти века картина снова вернулась в поле зрения публики.