Шрифт
Цвет
Графика
Малявин Ф.А.
Персона

Малявин Филипп Андреевич

Годы жизни: 1869—1940
#2

Филипп Андреевич Малявин — великий русский художник-портретист, график.

Выходец из бедной крестьянской семьи, он сделал блестящую карьеру в качестве художника, чье имя широко известно не только в России, но и за рубежом. В своих работах один из самых знаменитых живописцев эпохи Серебряного века никогда не придерживался одного стиля, будучи уверенным, что успеха можно добиться только путем экспериментов. Он развил неповторимый, смелый, подчеркнуто декоративный стиль, вдохновленный импрессионизмом, экспрессионизмом и модерном.

Биография художника настолько же пестра, захватывающа и эксцентрична, как и его картины. 
#4

Филипп Малявин родился 10 (22) октября 1869 года в селе Казанки Логачевской волости Бузулукского уезда Самарской губернии в бедной крестьянской семье.

В нём рано проявилась склонность к изобразительному искусству: «Я бегал собирал угли, — вспоминал он, — и рисовал везде — на стенках, на колесах, на воротах и даже на золе…»

Поскольку в юности в качестве образцов перед ним были только изображения святых и местной церкви, он стремился постичь иконопись. Больше всего его вдохновляли афонские иконы, что впоследствии привело начинающего художника к обучению иконописи на святой горе Афон. 
#14

Обучение и начало творческого пути

#6

В шестнадцать лет Малявин начал осваивать азы живописи в Афонском монастыре, где усвоил все приемы иконописания, но, копируя образы, всегда стремился переделывать их на свой лад. Потом он переехал в Петербург и поступил в Императорскую Академию художеств под личное наставничество Ильи Репина. Уже на первом курсе Филипп отметился небывалым трудолюбием и упорством, за что получал медали и вскоре стал знаменитостью в ученической среде.

Первая известность пришла к нему, когда московский меценат Павел Михайлович Третьяков приобрел для своей коллекции картины «Крестьянка, закрывающая свиткой рот», «Крестьянская девушка с чулком» и «За книгой», написанные молодым художником в 1894–1895 годах. С этих пор к творчеству Филиппа Малявина было приковано внимание публики.  

#15

Расцвет творчества и пик славы

#8

Из стен Академии в 1899 году Малявин выпустился уже знаменитым мастером. Многие именитые люди стремились заказать у него портреты.

В 1900 году одна из картин художника — «Смех» была выставлена в Париже и удостоена там золотой медали, а спустя год выставлена на Четвёртой международной художественной выставке в Венеции. Картина имела феноменальный успех и была приобретена итальянским правительством для Международной галереи современного искусства.

#9

«Смех», 1899 год. Государственный Русский музей

#10

Живопись Филиппа Малявина подчеркнуто декоративна: она отличается очень вспыльчивым характером, буйным нравом, стремительной манерой и страстностью письма, не вписывается в рамки ни одного известного художественного направления. Говоря о стиле художника, важно отметить также звучные цвета и насыщенную огненно-красную гамму, которую он использовал. Интересен тот факт, что редко когда художник брался за холсты размером менее квадратного метра, из-за чего большинство его работ выглядят массивно и поражают воображение публики своим величием.

Некоторое время после октябрьского переворота 1917 года он пытался сотрудничать с новой властью, но попытки наладить контакт оказались тщетными, и в 1922 году, под предлогом организации передвижной выставки своих произведений за рубежом, художник отправился сначала в Германию, а затем во Францию, где уже обосновался вместе с семьей. 

#11

Автопортрет с женой и дочерью, 1910 год. Государственный художественный музей Югры

#5

В Париже в 1924 году прошла персональная выставка Филиппа Андреевича Малявина в галерее Шарпантье. Этим же годом датирована одна из наиболее известных работ художника — «Портрет балерины Александры Балашовой». 

#12

Портрет балерины Александры Балашовой, 1924 год. Государственный художественный музей Югры

#13

Впрочем, эмигрантское бытие художника нельзя назвать беспросветным. Он действительно много трудился, но, казалось, что это не приносило ему удовлетворения. Будучи в преклонном возрасте, он сказал: «Вне родины — нет искусства».

Но, несмотря на это, в 1930-е годы художник с большим успехом экспонировался по всей Европе, организовывал персональные выставки в Белграде, Праге, Лондоне, Стокгольме, дважды в Ницце, куда он позже переехал на постоянное место жительства.

Во время вторжения немецкой армии в Бельгию в 1940 году Филипп Андреевич Малявин находился в Брюсселе — работал над заказным портретом. Фашисты арестовали его, заподозрив в шпионаже. И только по счастливой случайности ему удалось освободиться — командующий отрядом гестапо умел рисовать и разбирался в искусстве.

К сожалению, эта история имела для художника печальные последствия — из Брюсселя в Ниццу семидесятилетний Филипп Андреевич был вынужден добираться пешком, что стало настоящим ударом для его здоровья. Дома художник тут же слёг, его увезли в больницу, из которой он уже не вернулся.

Скончался Филипп Андреевич Малявин 23 декабря 1940 года. 

читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%