Вера Хлебникова, младшая сестра поэта Велимира Хлебникова, известна как художница и автор прозаических произведений. Ее муж, художник Пётр Васильевич Митурич, первым систематизировал ее художественное и литературное наследие — итог активной творческой жизни, которая продолжалась около трех с половиной десятилетий.
Дневник под условным названием «Астраханская тетрадь, I» Вера Хлебникова вела тайком в годы Гражданской войны.
После обучения в Петербурге у профессора Яна Ционглинского Вера продолжила образование в Париже и позднее во Флоренции и вернулась в Астрахань в августе 1916 года, в канун двух революций, в преддверии «мертвой зыби внутренней войны». К этому времени оба ее брата, Виктор и Александр (Борис умер раньше), были мобилизованы, один простым рядовым, второй прапорщиком. С родителями жила старшая дочь Екатерина, зубной врач. Она и отец, работавший на пенсии по вольному найму, были кормильцами семьи; мать вела хозяйство.
«Голодное служение живописи», с которым Вера Владимировна столкнулась еще в Италии, продолжилось на родной земле. Освоившись, Вера устроилась карикатуристкой в газету «Коммунист», где встретила поддержку в лице поэтов Иеронима Константиновича Лабунского, Анушавана Григорьевича Тер-Гевондяна и директора «Коммуниста» Василия Ивановича Тополева.
С 1917 года революция стала ключевой темой в письмах и произведениях Веры Хлебниковой — но нигде автор не говорит с восторгом ни о февральских, ни об октябрьских событиях. В «Местной летописи» этих лет выражали надежду: «Настроение в городе остается выжидательным. Общее мнение таково, что вероятнее всего Астрахань горькой чаши большевизма не испьет». Однако в борьбе за политическую власть в городе победили не казаки, а большевики, и это привело к установлению жесткой диктатуры, массовым расстрелам, голоду, искоренению инакомыслящих.
Вера Владимировна предчувствовала надвигающиеся перемены, когда многие еще отказывались в них верить, но из осторожности тщательно вымарывала опасные строки, вырывала целые страницы дневника. Появлялись в тетради и графические зарисовки, старательно обходившие тему войны.
На рисунке «Астраханской тетради, I» изображена падшая царская корона, а рядом — кадушка с растениями и надписью «Революция». «Керенский, Корнилов, Каледин, Луначарский, Ленин», — перечисляет художница «плоды», взращенные на Древе революции.
«Астраханская тетрадь, I» стала своеобразным художественным документом смутного времени Гражданской войны.