Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Хлебниковская коллекция»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Астрахань. Набережная Кутума

Время создания
1919 год
Место создания
РСФСР, город Астрахань
Размер
42x28 см
Техника
бумага, итальянский карандаш
2
Открыть в приложении
#7

Вера Хлебникова вернулась из Италии на родину накануне революционных переворотов, но не оставила художественное творчество. Астрахань находилась в центре военных событий, достать бумагу, холст и краски было негде. Художница начала отдавать предпочтение графике; в этой технике она создала серию работ, посвященных Астрахани. С помощью мягкого итальянского карандаша Вере Владимировне удалось как нельзя лучше передать атмосферу мрачного зимне-весеннего города, где краски слились в единую серо-черную гамму.

В письме супругу Петру Васильевичу Митуричу Вера с сожалением писала, что холодная ветреная погода не позволяет работать на натуре, хотя на реке «можно бы порисовать». Некогда небольшая речка Кутум, рукав Волги, была своеобразным символом речных базаров: с лодок торговали красной рыбой, икрой, арбузами, знаменитыми «черепашинскими» яблоками — в селах Черепаха и Началово насчитывалось 800 садов. Само свое имя река получила по названию водившейся здесь когда-то рыбы кутум.

На рисунке 1919 года пустые торговые лодки сгрудились у причала. Это деревянные беспарусные барки и бударки, бывшие наиболее популярными среди астраханских купцов. Только эти лодки и допускались на Кутум: на реке располагалось пять мостов, пройти под ними могло не любое судно.

За оградой городской набережной видны голые деревья и строения, все передает запустение, царившее в Астрахани в годы революции.

Кутум запечатлела не только Вера Хлебникова, но и Пётр Митурич. Как отмечает Мария Андреевна Чегодаева, для его рисунка характерны сдержанность, строгость и удивительная точность штрихов, «то серебристо просвечивающих, то плотных до черноты» и «спокойная объективность». Словесный портрет реки встречается и в рассказе Велимира Хлебникова «Есир».

В доме-музее Велимира Хлебникова есть комнаты Веры, где художница жила в 1916–1924 годах. Здесь находятся ее этюдник, японская гуашь и другие личные вещи, любимые Велимиром детские и юношеские акварели сестры. Стены украшают избранные рисунки: сделанный по просьбе брата «Орфей в саду», «Девушка с лебедем» и «Набережная Кутума».
#8
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Астрахань. Набережная Кутума

Время создания
1919 год
Место создания
РСФСР, город Астрахань
Размер
42x28 см
Техника
бумага, итальянский карандаш
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%